В начале беседы Вениамин Михайлович сделал комплимент Твери. Он приятно удивился набережным, памятникам и храмам областного центра, отметив, что «вознагражден знакомством с Тверью», которая имеет сходство с Санкт-Петербургом.
Здесь легенда театрального искусства проводит мастер-классы для труппы ТАДТ по произведениям Антона Чехова «Дядя Ваня» и «Три сестры». Выбор автора и произведений Фильштинский обусловил сразу несколькими аспектами. Только двух литераторов во всем мире ставят больше других: Шекспира и Чехова. Постановки по их произведениям не покидали подмостков театров даже во время войн.
Кроме того, по Фильштинскому Чехов неизменно обращает читателя в своих пьесах к будущему, озадачивая вопросами, не теряющими актуальность. Антону Павловичу не суждено познать забвения, уверен Вениамин Михайлович.
Познакомившись с труппой ТАДТ, он отметил живость ее актеров, подчеркнул, что работать вместе оказалось делом интересным. Фильштинский не делит актеров на профессионалов и дилетантов. Для него существенен другой критерий – молодость актера. Эта категория для него вне возраста. Если артист живой, готов постоянно учиться – он молод, с ним интересно.
Напомним, Фильштинский является создателем авторской системы театрального обучения «этюдного метода», которая опирается на учение Константина Станиславского, но переосмыслена с учетом векового опыта русского драматического театра.
Фильштинский полагает, что Тверской театр драмы сегодня переживает переломный этап. Каким он из него выйдет, во многом зависит именно от артистов. Вениамин Михайлович рассказал также, как складывается действительно хороший спектакль. Отличная постановка, по его твердому убеждению, должна быть сделана «с душевным включением, а не с холодным носом». Зритель тонко чувствует, сколько эмоции вложено в спектакль. Не провести даже того, кто перед походом в храм Мельпомены пьесы не читал. Великое счастье уходить из театра в растрепанных чувствах.
Нина ТУМАНОВА, фото автора