
В этом году тверская Фемида рассматривала много подобных дел. Они касались призывов к унижению и даже расправам над различными социальными, религиозными, национальными категориями людей. Что толкает наших сограждан выплёскивать злобу и ненависть в интернет, формулировать и канализировать радикально негативные идеи по отношению к какой-то национальности или, к примеру, всем госслужащим? Очевидно, что в каждом отдельном случае это индивидуально. Мы приведём несколько примеров таких дел, которые закончились обвинительными приговорами.
Совсем недавно, в октябре этого года Московский районный суд Твери приговорил водителя Управления Пенсионного фонда России по Тверской области к условному сроку за призывы к расправе над сотрудниками ГИБДД. В 2020 году житель Твери по имени Андрей распространил в одной из групп «ВКонтакте» комментарий, в котором ясно и недвусмысленно призывал к расправам над дорожными полицейскими. Неприязнь к людям в погонах выплеснулась в публичную плоскость таким вот образом. О причинах конфликта с сотрудниками ГИБДД мы гадать не будем – случается всякое. Но призывать к насилию над гаишниками водителю не стоило. Суд посчитал размещённую им информацию экстремистской, направленной на разжигание ненависти к группе людей, объединённых по профессиональному признаку – сотрудникам ГИБДД полиции. Дело рассматривалось в особом порядке, без проведения заседания. Обвиняемый свою вину признал и получил 6 месяцев лишения свободы условно.
Другое дело об экстремизме в сети рассмотрел Центральный районный суд города Твери в апреле 2021 года. На скамье подсудимых оказался пылкий пользователь интернета, который на созданной им странице «ВКонтакте» разместил призывы к расправе над евреями и сотрудниками правоохранительных органов. В суде он признал свою вину и отказался от дачи показаний. В итоге получил два года колонии условно с испытательным сроком два года шесть месяцев. На тот же двухлетний срок ему запрещено модерировать и администрировать сайты в интернете.
В августе 2021 года Московский районный суд рассматривал дело о призывах к расправам над работниками тверского Домостроительного комбината (ДСК). Подсудимый зарегистрировал страницу «ВКонтакте», где разместил призывы к физическому уничтожению сотрудников ДСК. Там же он призывал расправляться с сотрудниками Пенсионного фонда. Про нецензурные ругательства в адрес нелюбимых им категорий людей и говорить не стоит. В отличие от других интернет-экстремистов в суде свою вину он не признал и заявил, что является патриотом России. Фемида оценила такую форму «любви к Родине» в один год лишения свободы условно.
Конечно, не стоит обобщать приведённые примеры судебных решений для оценки такого явления, как экстремизм. Очевидно, что он бывает разным и причины, к нему приводящие, очень отличаются друг от друга. Ясно, что в основе интернет-проявлений нетерпимости лежит обида, злоба и эмоции. Большинство привлекавшихся к суду за призывы к экстремистской деятельности признают свою вину и поостыв, взвесив все за и против вряд ли вновь сделали что-то подобное. Судебная система это хорошо понимает, потому чаще всего приговаривает диванных «казнителей» и «вешателей» к условному наказанию. Приговоры, в данном случае, последнее предупреждение. Да и сама по себе судимость по статье 280 УК РФ обязательно имеет негативные последствия для осуждённого. В частности, в социальном и профессиональном отношении.