Надо полагать, что уже одно только это название насторожит зрителя, полагающего, что чем многоцветнее на картине луга и зеленее рощи, тем выше мастерство автора.
А тут какой-то «монохром», и черное с белым и серым. Однако для искушенного и наблюдательного глаза эта выставка станет настоящим подарком. А на мой вкус, она и вовсе великолепна. Впрочем, в такой оценке я не одинок.
Ведь не случайно на официальном открытии выставки председатель тверского областного отделения Союза художников России Геннадий Самойлов поведал собравшимся, что, когда экспозиция еще только монтировалась, ее пришли посмотреть студенты тверского колледжа культуры имени Львова. Они долго ходили, смотрели, и одна из девушек сказала художнику: чем больше смотришь на эти работы, тем более они кажутся цветными.
Это было важное и точно характеризующее выставку наблюдение. Ведь, как справедливо отметил Самойлов, «хорошая графика, особенно живая, рисованная, чем выразительнее и талантливее, тем больше она несет цветовое начало». Почему так получается? Возможно, потому, что черное и белое ищут и обретают гармонию в своем вечном противостоянии, как день и ночь: черное покоряет белое, а белое – черное.
Во всяком случае, эту мысль в беседе со мной высказала Людмила Юга, народный художник, член-корреспондент Российской академии художеств: «противоборство черного и белого и делает композицию, делает лист живым». Что ж, в выставочном зале можно увидеть сейчас немало живых работ, включая четыре замечательные листа, которые представила Людмила Юга.
Интересно и то, что многие тверские мастера, известные прежде всего как художники-живописцы, на этой выставке показали, если говорить штампами, новые грани своих талантов. А если говорить точнее, непредсказуемый калейдоскоп своих творческих перевоплощений. Немало нового и неожиданного откроют для себя ценители изобразительного искусства в работах Геннадия Самойлова, Галины Камардиной, Игоря Бучнева, Виктории Воеводиной, Константина Федорова, Андрея Савельева, Михаила Пантелеева, Игоря Гусева, Александра Котова.
Отдельно отмечу, что и художники, и гости выставки подолгу стояли у работ, тверского архитектора и художника Александра Черкасова, у завораживающих «вечерних манускриптов» Киры Петушковой. А какую «обжигающую» глубину обнаружит внимательный зритель в графике Нелли Пятышевой, какое изящество, непосредственность и легкость – в работах Ирины Маховой, сколько энергии и солнечного тепла в графике Евгении Пигаркиной!
И сколько трогательного, тонкого, как первый осенний ледок, в графике Анастасии Паниной, которую я самою никогда не видывал, но при этом так хорошо понимаю, глядя на ее работы. Уф!
А вот что говорят о выставке сами художники.
Игорь Гусев:
- Это уникальная выставка, хотя и прежде у нас были выставки графики с названием черно-белое, но внесенный в название пункт «серое» очень многое добавил, дал еще одно выразительное средство, чтобы работы зазвучали особо. Игра с серым очень богатая, разнообразная, иногда парадоксальная.
Много авторов откликнулось на черно-белую тему, многие уважают такой лаконичный язык.
Ирина Махова:
- Эту выставку мы ждали давно, подобная выставка уже проходила, и в отличие от других, цветных выставок, она выглядела, как «искусство мыслей». И на этой выставке я вижу это же: это и разнообразные пластические ходы, и более тонкий взгляд на мир через градацию черного серого. Здесь каждая работа на рассматривание.
Андрей Савельев:
- Выставка редкая. Когда работы выставились все вместе – а экспозиция на самом деле огромная – стало отчетливо видно, что уровень выставки великолепно-запредельный для Твери. Я не ожидал даже, что такая выставка может состояться. Что ни работа, то находка. Можно, не отвлекаясь ни что, увидеть черно-белую жизнь предметов, людей, ситуаций, фантастических картин.
Это блестящая выставка, одна из лучших за последние годы.
***
Остается добавить, что в выставке, расположившейся в трех залах музейно-выставочного центра, принимают участие порядка шестидесяти тверских авторов, и что она продлится до 21 апреля.
Возрастное ограничение: 12+.
Евгений Новиков, фото автора