
Для историков очевидна несостоятельность подобных утверждений: известна печальная судьба не принявших христианства полабских славян, завоёванных германцами и ассимилированных. Положение, что христиане – это рабы Бога, а славяне – дети или внуки богов, легко можно опровергнуть евангельской молитвой: «Отче наш, Иже еси на небесех!».
Еще одна черта, общая для всех неоязыческих групп, – это базирование их религиозных воззрений на сомнительных источниках: так, у язычников главным источником сведений о «родной» вере является Велесова книга. При этом подавляющее большинство ученых – как историков, так и лингвистов (и среди них такой известный исследователь славянского язычества, как акад. Б.А. Рыбаков) – убеждены в неисконности, подложности данного текста и категорически отрицают возможность его использования как достоверного источника.
К сожалению, реальных исторических свидетельств о язычестве славян почти не сохранилось, а дошедшие до нас минимальные сведения не дают четких представлений о верованиях наших предков, да и в любом случае требуется высокая научная квалификация для их интерпретации.
Нельзя также не отметить общее почти для всех представителей движения неоязычников отношение к вопросу добра и зла: «Свет и Тьма, День и Ночь, Созидание и Разрушение сами по себе — это не измышленные людьми «добро» и «зло», а естественные этапы всякого вершения во Всемирьи». Родноверы, в духе обычного для язычества и эзотерики дуализма, признают Добро и Зло естественными, равнозначными сторонами бытия.
Для того чтобы увидеть неоязычников в Тверской области, нужно всего лишь нужно посетить фестиваль славянской культуры или исторических реконструкторов, как, например, фестивали «Тверская застава». Проходя по рядам торгующих «славянскими сувенирами», я вступал в беседы с торговцами этим товаром, узнавая много «интересного» о значении рун, о «настоящей истории» России, так как все, чему учат в школах и университетах, по их словам, враньё.
Показательна беседа с одним из них, на палатке которого висела вывеска «Велесов круг». Он предложил подобрать мне энергетический амулет, который непременно поможет мне во всех делах. Я спросил тогда (и потом еще одного торговца) про коловрат (свастику), изображенную на амулете и столь любимую родноверами, как подтверждается его подлинность, мне туманно сказали, что есть подтверждения, что найден он в каком-то захоронении, но сейчас мне не могут привести ссылку, по которой я мог бы проверить информацию.

В целом можно предполагать, что большинство участников этого фестиваля в той или иной степени являются неоязычниками и используют эти площадки для пропаганды своих идей, прикрываясь «научными» доказательствами.
Ту же картину можно увидеть и внутри некоторых клубов реконструкторов. Например, в одном из них, описывая нашествие Батыя, уверенно и безапелляционно утверждали, что город Козельск дольше всех продержался не взятым потому, что его обороняли языческие воины, а не православные. Таким образом создается альтернативная история России, идет подмена понятий и традиционных ценностей.
В интернете мы можем найти массу неоязыческих сайтов, популяризирующих этот религиозный новодел, распространению неоязычества в Тверской области способствуют и так называемые «ученые-краеведы».
К примеру, один из них, из Краснохолмского района (к сожалению, подобные есть во многих райцентрах), предстает в своих видеообращениях седобородым старцем, стену которого увешивают иконы. Глядя на него, человек неискушенный воспримет его православнейшим ученым.
Читая его материалы, мы увидим ссылки на Библию, цитаты святых, высокопарные рассуждения о природе христианства. Вчитываясь внимательно, мы с удивлением обнаружим, что Бога он называет иногда Родом, утверждает, что Христос пришел исполнить законы Рода, а апостол Павел извратил Писание.
Впрочем, в некоторых своих статьях он предстает во всей своей неоязыческой красе, в одной из них он утверждает, что пасхальный кулич есть символ полового мужского органа. Такие «краеведы» опасны вдвойне, оперируя наукообразными терминами, они вызывают доверие у необразованной части населения, кроме того их попытки смешать христианство и язычество, подменить Христа Родом, несут дополнительную опасность. Не секрет, что наши современники часто стоят на той позиции, что Бог един, а религия всего лишь разный способ богопоклонения, а раз мы русские, живем на русской земле, почему бы не идти к Богу своим этническим путем?
Стоит ли напоминать, что такие рассуждения, фальсификация истории, очернение православия, приводят к проявлению национализма и насилия по отношению к представителям других народов и религий. Стрельба родновера в православном храме Южно-Сахалиска (2 убитых и 6 раненых), неоднократные поджоги церквей, нападения с холодным оружием на приезжих из южных регионов – вот неполный перечень плодов неоязыческой пропаганды.
К сожалению, такого рода подмена христианства сектантскими подделками часто бывает трудно распознаваема современным человеком, мало знающим о религии. Пользуясь этим, мимикрируя под православие, исторические и культурологические организации, неоязычники взаимодействуют с государственными органами, которые, сами того не понимая, оказывают содействие в проведении неоязыческих мероприятий с привлечением молодежи, которая особенно беззащитна перед родноверческой агитацией.
На мой взгляд, от органов власти требуется большая осмотрительность при работе с такими организациями и инициативными группами, так как под видом любителей древних русских традиций часто встречаются люди, несущие опасные для общества идеи, приводящие к насилию и экстремизму.
Андрей БЕЗРУКОВ, теолог, сектовед, преподаватель ТвГУ