
Эту премьеру в Твери ждали, и давно. Во-первых, она стала четвертой со времен пандемии, во-вторых, яркие баннеры с главными героями на стенах театра говорили о том, что это будет красиво, в-третьих, конечно, интриговало новое имя режиссера Андрея Цисарука, служащего в Государственном академическом Малом театре России. Неудивительно, что билеты на спектакль разлетелись тут же. Каждый для себя ждал какого-то открытия. И не ошибся.
Новое прочтение
Казалось бы, что нового можно сказать о любви, о которой спорят с начала времен? Что нового можно увидеть в произведении Александра Куприна, на которое написана масса рецензий? Бедный чиновник Желтков влюбился в замужнюю княгиню Веру Шеину, семь лет писал ей письма, отправил дорогой подарок – браслет, а в финале застрелился. Для тех, кто не читал повесть, это выглядит почти как сюжет «жестокого романса», столь популярного с XIX века. (Громко грянули тут три выстрела. На опушке вблизи от села. Ночка темная все это слышала, Как в кустах трепетали тела…) Однако спектакль «Гранатовый браслет» получился неожиданным, с рядом экспериментов и новым прочтением. Именно так увидел эту повесть режиссер, который сам же и написал инсценировку.

В первые минуты кажется непривычным, что герои рассказывают о себе от лица автора. «Вера (актриса Юлия Бедарева) была строго проста, со всеми холодна и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна…». «Анна (актриса Виктория Козлова) была расточительна, любила флирт, азартные игры и презирала мужа, хотя тот до сих пор обожал её…». И только потом понимаешь: неожиданный ход создает ощущение, что персонажи, представляя себя зрителям, тем самым приглашают их стать равноправными участниками истории.
В какой-то момент, рассуждая об истинности чувств, герои Вера Шеина и генерал Аносов (актер Константин Василенко) и вовсе спускаются в зал. И вот уже мы все становимся полноценными участниками действа и диалога о любви. В голове проносится: «За все эти столетия мало что изменилось в чувствах и эмоциях человека. Мы по-прежнему можем не заметить, а то и посмеяться над истинной любовью, и взамен ей распахнуть объятия и сердце тем чувствам, что нас в итоге разрушают и опустошают…». Додумать я не успеваю, на мое плечо опускается рука генерала Аносова: «Ну скажи же, моя милая, разве каждая женщина не мечтает о такой любви — единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной?». Признаться, еще немного и я бы ему ответила…

Благо или страдание?
Если совсем кратко, то «Гранатовый браслет» – это история о том, что все в мире относительно. Что большое и сильное порой на самом деле является слабым и незначительным. А маленькое и незаметное для большинства в какой-то момент предстает огромным и ярким, как солнце. Или как спасение... Даже если это и выглядит, как трагедия. В этом тоже заключена та самая относительность.

Любовь Желткова (актер Сергей Бескакотов) и есть то самое спасение, хоть финал и столь трагичен. «Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить». Или вот это, от которого хочется горько плакать: «Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое»…».
Большое – в малом
В спектакле Андрея Цисарука мало декораций (их почти нет, только две лестницы на переднем и заднем плане), поэтому все основное внимание сконцентрировано на людях и словах – неспешных и ёмких. Спектакль в целом не богат на яркие, излишне бурные эмоции. Он осторожен и даже в чем-то тих.

Словно бережно создает, а затем формирует, лепит словами то самое пространство любви Куприна, которое надо сохранить и не спугнуть до самого конца действа. Немногословны и тихи и главные герои, участники той самой тайны. Когда муж Веры (актёр Геннадий Бабинов) заходится в истерике на почве ревности, его жена лишь грустно улыбается и затем в полной тишине, все с той же еле заметной улыбкой, приглашает всех пить чай. Тих и Желтков, когда к нему приходят разбираться по поводу его писем муж и брат Веры.
«Гранатовый браслет» Андрея Цисарука – это спектакль, заставляющий слушать и прислушиваться, думать и вспоминать о своем. Например, о первой любви. Или не первой... Или не о любви… Главное, что после звенящей тишины в зале в зрителях рождается отклик и желание обсудить и поделиться увиденным.
Например, так:
- Как ни странно, больше всего поразил текст Куприна, а не игра актеров или сценография. Текст, прочитанный со сцены в формате спектакля, просто ошеломил. Хотя в данном случае это, наверное, и означает хорошую актерскую работу. Спасибо!
Следующие показы спектакля «Гранатовый браслет» в Тверском театре драмы – 2 и 22 апреля.
Ирина СЕРГЕЕВА, фото Артём МЯСНИКОВ (GEO PRO)