Сегодня 26 апреля, 12:33:18
temperature13°C
$
92.13
98.71
Тверскому органу в этом году исполняется ровно 30 лет. Три десятилетия он звучит в Областной академической филармонии. Где его родина? Какой путь прошел орган и что ждет его в будущем? В чем заключается особенность органной музыки? Эти и многие другие секреты раскрыли художественный руководитель филармонии Андрей Кружков, органный мастер Владимир Васичкин и ее гости – музыканты Олеся Кравченко и Сергей Полтавский.
Тверскому органу – 30 лет
Орган – уникальный музыкальный инструмент с многовековой историей. Считается, что у него было сразу несколько прародителей: сиринкс, тростниковая многоствольная флейта Пана, восточный органчик из тростника шэн и вавилонская волынка. Для того чтобы извлечь из них звук, требовалось создать мощный поток воздуха, причем более сильный, чем могут создать человеческие легкие. С этой целью люди придумали нашли подходящий механизм – меха наподобие тех, что применялись для раздувания огня в кузнечном горне. 

Во II веке до нашей эры греческий мастер Ктесебий собрал гидравлический орган – гидравлос. В нем воздух нагнетался равномерно водяным прессом, что делало звук органа более музыкальным, чем при нагнетании мехами. Находка греческого изобретателя позволила увеличить количество и размер труб в органе. Дальнейшая история этого музыкального инструмента будет неразрывно связана с такими странами, как Германия, Италия, Франция и Испания. К XI веку в большинстве европейских стран создавались органы. Наконец, большую популярность органу принесло еще одно усовершенствование. В XIV веке клавиши органа заменили большие и неудобные пластины, появилась басовая клавиатура для ног, оснащенная педалью, разнообразней стали регистры, то есть сами трубы одинакового тембра, шире – диапазон. 

В период причудливой эпохи барокко произошел настоящий расцвет органной музыки, и здесь, конечно, главной фигурой является Иоганн Себастьян Бах. В Тверской области история органа насчитывает тридцать лет – именно в 1991 году областной центр обрел этот музыкальный инструмент. Тверская областная академическая филармония в этом году празднует круглую дату – 30-летний юбилей «короля инструментов». Но это не единственный юбилей: 16 сентября состоялось «неофициальное» открытие 85-го концертного сезона Тверской филармонии. 
Главный дирижёр Тверской филармонии Андрей Кружков
Художественный руководитель и главный дирижер Тверской филармонии Андрей Кружков считает, что, несмотря на пандемию коронавирусной инфекции, предстоящий сезон должен стать грандиозным. 1 октября в 1974 году ЮНЕСКО учредил Международный день музыки, и именно в первый день второго месяца осени в филармонии прозвучит оратория «На страже мира» Сергея Прокофьева. Всего в ходе сезона представят огромное разнообразие музыкальных жанров, от барокко до джаза. Большое внимание будет уделено органной музыке. 

– Органная музыка очень величественна. У нас единственный орган во всем Верхневолжье. Ему тридцать лет, пройден большой путь. Одновременно с установкой органа родился фестиваль Баха, а Бах, как известно, написал много органной музыки. На протяжении этих лет музыка Баха настолько полюбилась тверской публике, что произведение «Токката и фуга ре минор» она постоянно просит исполнять с другими сочинениями, причем она звучит в разных исполнениях: ее многократно играл Гродберг, приезжали иностранцы. В этом, наверное, вся мистика музыки Баха, которая умеет оказывать влияние на слушателей, магия. В последние годы я наблюдаю, что на органные концерты приходят не только взрослые, но и дети. Причина в мощности, масштабности инструмента, а также в эксклюзивности, – поделился Андрей Кружков.

Орган сложно устроен, у него большое количество труб, большое количество регистров, что позволяет показать в органной музыке все тембровые грани. Есть органы, где не три мануала (это клавиатура), а два или один, а это существенно ограничивает звучание. Тверской орган полноценный, мощный: может звучать как сольная органная музыка, так и музыка вместе с оркестром. Интересно, что в Тверской филармонии орган звучит, в частности, во время исполнения оратории «На страже мира», которой планируется торжественно, официально открыть новый сезон. В оригинальном произведении его нет по партитуре, но, как сообщил Андрей Кружков, есть определенные транскрипции, которые делаются специально для зала филармонии. Важным аспектом здесь является акустика. Орган звучит в соборах, там, где есть акустический зал, в Твери он единственный, и это Тверская филармония.

Андрей Кружков выразил надежду, что инструмент будет обновлен – особенность этого органа в том, что это последний орган, который купили в Советском Союзе. За состоянием органа следит замечательный мастер Владимир Васичкин, с которым «ВТ» тоже удалось побеседовать. Он рассказал про день, когда в Тверской филармонии появился орган и что этому знаковому событию предшествовало:

– Установка органа – это процесс очень длительный, очень долгий. Сначала находится заказчик на этот инструмент. В Чехословакии была хорошая фирма «Ригер Клосс Орган», которая поставляла в Европу и Советский Союз свои органы. Появилась заявка и из города Калинина на изготовление органа. Архитектор и инженер посетили Калинин, обдумали возможные варианты. Заказали орган. Его собрали в городе Крнов, куда ездили органные специалисты, органист Гарри Гродберг. Потом орган разобрали. Следующей задачей было найти подходящее для него помещение, выбор остановился на филармонии. Приехали чехи, поставили два огромных контейнера, море ящиков, в которых находился разобранный инструмент. Я устанавливал орган вместе с ними.
Владимир Васичкин 30 лет с тверским органом
От Владимира Васичкина, посвятившего себя нелегкому труду – обслуживанию органа, не ускользнуло и то, что происходило все тридцать лет в зале филармонии на концертах органной музыки. По его словам, первые годы органные концерты имели просто бешеную популярность, затем наблюдалось некое успокоение и вновь – подъем.  Кто-то любит эту музыку, кто-то не любит – такое правило работает и с остальными инструментами, а интерес в общем и целом имеет волнообразный характер, сделал вывод мастер по органу. 

Музыканты, играющие на органе, тоже меняются – меняются поколения. Среди выступавших особенно выделяются Олег Янченко – лауреат государственной премии СССР, народный артист РФ Гарри Гродберг, благодаря которому Тверь обрела такой инструмент. Это были настоящие корифеи, отметил Владимир Васичкин. Выступало на сцене Тверской филармонии другое поколение, их учеников. Это Константин Волостнов. Новая волна великих, которая растет и поднимается. 
Орган- сложный инструмент
– Орган – очень тяжелый инструмент для исполнения. Сидишь – ноги и руки работают одновременно, весь в струнку вытянутый. На концертах органисты выматываются. С возрастом многие попросту устают играть на нем и по своей воле расстаются с органом.

Молодое поколение музыкантов – техничные органисты. В основном на орган переходят с фортепианной школы, а она по своей сути технична. Молодые люди преисполнены новыми идеями, ведь и развитие самого органа не стоит на месте. Органы приобретают новые элементы в виде электроники. Это отличает от них тверской орган. Он почти такой же, какие были в старину, триста и более лет назад, добавил Владимир Васичкин. Из современного здесь – только электропривод вместо ребят, которые меха качали, и электромагниты. Интересный факт: последним органом, установленным в России, стал французский орган в московском концертном зале «Зарядье». 
Сергей Полтавский и Олеся Кравченко
Открыли 85-й сезон концертом «Кавалеры галантных безумств» музыканты Олеся Кравченко (орган) и Сергей Полтавский (виольд’амур) – лауреаты международных конкурсов, покорившие не один концертный зал, и не только в России. Они исполняли произведения Вивальди, Букстехуде, Корелли, и, конечно же, звучал Бах. Программа полностью состояла из музыки позднего Возрождения и раннего барокко. Если Сергей Полтавский выступал на тверской сцене впервые, то Олеся Кравченко – уже в четвертый раз. Она высоко оценивает качество тверского органа, обладающего высокими возможностями. Тверская публика всегда тепло принимает музыкантов, слушает внимательно и старинную, и современную музыку. Не мешает людям, нуждающимся в музыке, пандемия COVID-19. 

– Орган – это инструмент с особой энергетикой, с особой смысловой нагрузкой. Неслучайно он звучит в церковных помещениях. Это звук, который заполняет собою все пространство. Он обладает способностью излечивать, поднимать настроение, – сказала Олеся Кравченко.

Подтвердил ее слова Сергей Полтавский:

– Когда я маленький услышал орган в концертном зале Чайковского в Москве, я испытал ощущение, что это никакие колонки, аудиосистемы, наушники не способны передать. Ощущение, что вибрируют воздух, стены здания. 

Сергей Полтавский рассказал и про свой редкий музыкальный инструмент – виольд’амур, или, по-итальянски, виола д’аморе. Это старинный инструмент, который до сих пор широко применяется в музыкальной практике. Про нее писал Берлиоз, французские композиторы. Со времен барокко она прошла в XX век, тогда как ее родственники, виола да гамба (дословно ножная виола) и виола да браччо (ручная), вышли из употребления. Как и любая виола, она состоит из семи игровых струн и семи резонаторных. Резонаторные струны – ее особенность, они формируют ее неповторимый тембр. Они не играют, но, входя в резонанс, словно звенят.

Есть две версии происхождения такого интригующего названия: собственно, виола любви – это название дань ее нежному серебристому звуку, и созвучное ей на французском violedemaure – виола мавра. Так могли прозвать виолу за схожесть с арабскими инструментами.

К слову, теперь посетить концерты филармонии могут молодые люди от 14 лет до 21 года за счет государства в рамках реализации проекта «Пушкинская карта». Молодежь может прийти и послушать практически любой концерт – музыку разных направлений, и сделать для себя в итоге какое-то новое открытие. Музыкальные озарения могут быть совершенно неожиданными, но они остаются с человеком на всю жизнь, подчеркнул Андрей Кружков. 

Сейчас филармонии приходится сосуществовать с пандемией коронавирусной инфекции, но работа идет так, как она шла бы в обычный год с единственной разницей: концерты планируются с учетом ограничений. В соответствии с ковидными изменениями вносятся поправки в концертный сезон, но в любом случае он будет ярким и запоминающимся и подарит множество эмоций тверским любителям музыки, уверен художественный руководитель Тверской филармонии.

Юлия РОЖКОВА, фото Сергея САМЦОВА


Авторские статьи

Министр поблагодарил тверских педагогов: «Спасибо за ваш труд!»
20 апреля 2024 08:30

Министр поблагодарил тверских педагогов: «Спасибо за ваш труд!»

Профессия журналиста уже тем хороша, что время от времени дарит встречи с замечательными людьми. И встречи эти случаются по разным поводам. Так недавно в Москве состоялась презентация первого всероссийского альманаха «Педагогические династии России», в которой приняли участие педагоги из разных регионов страны. Наш тверской регион представляла учительская династия Тихомировых – Дмитриевых.
История кроется в мелочах. В Твери прошла встреча со столичными писательницами
9 апреля 2024 20:27

История кроется в мелочах. В Твери прошла встреча со столичными писательницами

Чем женская память отличается от мужской, какие детали она хранит, как в них отражается время и глобальные катаклизмы истории? Об этом и многом другом говорили в Твери 8 апреля на встрече с создателями сборника «Память женского рода» – авторами и журналистами из Москвы.
GURUDE покоряет сердца жителей Твери
1 апреля 2024 12:18

GURUDE покоряет сердца жителей Твери

Можно было долго искать подходящие слова, для того чтобы рассказать о концерте GURUDE в Театре кукол, но я нашел более просто решение. Заглянул в книгу отзывов.
В Твери открылась художественная выставка для искушенных зрителей
25 марта 2024 12:38

В Твери открылась художественная выставка для искушенных зрителей

Выставка, открывшаяся в Большом зале Тверского городского музейно-выставочного центра на Советской, имеет довольно необычное название: «Монохром: белое, серое, черное».
Будьте в курсе! Каждый понедельник мы отправляем наши лучшие материалы за прошедшую неделю. Это удобно!