Почетный гражданин города Твери, председатель общественной организации «Ветераны муниципальной службы», Николай Васильевич Коробкин уже поделился своими воспоминаниями о том, как строился, а потом торжественно открывался обелиск Победы. Заканчивая материал об обелиске, я написал, что мы долго беседовали. Так вот эта беседа стала чем-то вроде катализатора. На Николая Васильевича нахлынули воспоминания, которые связаны с тем, как в Твери строились многие объекты, которые знакомы любому из нас: цирк и гостиница «Турист», Центр-2 (так в обиходе строителей называлась площадь Капошвара), микрорайоны «Чайка», «Южный» и многие-многие другие. 
В Твери 45 лет назад по Новому Волжскому мосту пустили троллейбусы
Строительство всех этих объектов неразрывно связано с именем Анатолия Максимовича Голика, под руководством которого Николай Васильевич Коробкин проработал более десяти лет.

Николай Васильевич обещал вернуться к истории создания всех этих объектов, но для начала он рассказал о том, как запускали первый троллейбус через мост, который должен был носить имя Михаила Ивановича Калинина, но судьба распорядилась иначе. Теперь для всех это Новый Волжский мост. 
Николай Васильевич Коробкин
Николай Васильевич Коробкин:
- Собственно, все начиналось с того, что Калинин стал активно застраиваться после того, как в 1970 году на расширенной сессии горсовета был утвержден первый послевоенный генеральный план. С этого момента и началось строительство всех значимых для города объектов. 
Анатолий Максимович Голик. Первый слева в верхнем ряду
Но с развитием строительства возникла и транспортная проблема. Мощностей трамваев и автобусов уже не хватало. Троллейбусное же движение было только с одной стороны Калинина. Первым заместителем председателя горисполкома был назначен Анатолий Максимович Голик, который стал главным инициатором того, чтобы троллейбус ходил и в Заволжье, дабы загруженность транспорта, доставляющего пассажиров в Заволжский район, была не столь велика.

Мало кто помнит, что в самом начале троллейбус, переезжая мост не сворачивал налево, а совершал правый поворот к Речному вокзалу. Голик решил тем самым проблему безопасности дорожного движения. У Речного вокзала троллейбус разворачивался и пересекал Комсомольский проспект по прямой. Далее он шел до Ленинградской заставы. В последующие годы линию продлили до Вагонзавода. Троллейбусную петлю убрали только лет через пять и машины, переезжая мост, сразу стали поворачивать налево. 
В Твери 45 лет назад по Новому Волжскому мосту пустили троллейбусы
Запускали троллейбусную линию, соединяющую две части города, в 1975 году. Так что, видите, сразу две юбилейные даты вспомнил. 

С запуском троллейбуса через мост Михаила Ивановича Калинина, а про себя я его так до сих пор и называю, связана довольно любопытная история. Кстати, решетки с вензелями «МК» (инициалы – Михаил Калинин) до сих пор украшают мост.

Вокруг моста развернулись определенные дебаты. Мост ведь старый. Напомню в двух словах его историю. 

Он ведь, по сути, сначала был мостом еще в Санкт-Петербурге и был построен в 1843-1850 годах. Сначала он назывался Благовещенским, потом в 1855 году его переименовали в Николаевский, а в 1917 году, понятно, что он уже не мог носить такое имя и стал мостом имени лейтенанта Шмидта.
Новый Волжский мост должен был носить имя Михаила Ивановича Калинина
В начале тридцатых его разобрали, хотели переплавить, но почему-то оставили. Всесоюзный староста Михаил Иванович Калинин решил перевезти разобранный мост к нам. Недостающие детали делали уже не месте. Так что мост к семидесятым годам был уже действительно очень старым.

Начальник Мостотряда-19 Алексеенко сделал предложение: расширить мост и переделать. Мол, без этого ничего не получится – металл уже устал. А главный инженер трамвайного управления Лизоркин Виктор Андреевич, увы, уже ушедший из этой жизни, категорически утверждал, что опоры не будут выдерживать нагрузку от контактных проводов.

Если вы обращали внимание, то на перилах моста очень толстые опоры. Это идея Лизоркина: в трубы заливали бетон для лучшей устойчивости и крепости. Пришлось рассчитывать усиление тротуаров. Убирали их потом только вручную, хотя предполагалось, что делать это будет легкий трактор. Боялись, обходились без трактора. Вот эти две детали обсуждались вплоть до самого открытия. 

Понятно, что для дискуссий подходили и ко мне. Я всегда отвечал: «Есть расчеты, я им верю». Скептики твердили: «Обязательно либо тротуар провалится, либо провода оборвутся». В итоге я с группой товарищей пошел рядом с троллейбусом, когда он впервые стал переезжать через мост. И ничего страшного не случилось: троллейбус благополучно переехал на другую сторону. С тех пор две части города стал связывать и троллейбусный маршрут.
 
Почему я вам все это рассказал? Транспортная реформа до сих пор обсуждается. Нужно ли вам говорить, после того, как я рассказал вам историю запуска троллейбуса, мне очень жаль, что его больше нет.

Однако он свое отжил. Нужно было все реанимировать. Троллейбусы были уже старые, трамваи чуть ли не разваливались на ходу. Трамвайные пути были просто в ужасном состоянии. Так что новые автобусы все-таки самый рациональный выход из сложившейся ситуации. Я уже не говорю, что поездки на маршрутках, которые тоже были далеко не новыми, назвать комфортными также было нельзя. 

Одним словом, жаль. Но жизнь диктует свои требования. 

Андрей ВАРТИКОВ


Авторские статьи

Чипирование, 5G и горы трупов – тверские слухи, которым не стоит доверять
10.07.2020 16:44

Чипирование, 5G и горы трупов – тверские слухи, которым не стоит доверять

В последнее время информационный фон в Тверской области был достаточно насыщен «фейковыми» новостями о коронавирусе. Однако это далеко не новое явление, ведь многие чрезвычайные ситуации зачастую становятся темой для спекуляций.
Установку памятника в Твери Ефрему Зверькову поддержал Зураб Церетели
10.07.2020 15:51

Установку памятника в Твери Ефрему Зверькову поддержал Зураб Церетели

В Твери к столетию народного художника СССР, почётного гражданина Тверской области Ефрема Зверькова установят памятник. Наш корреспондент встретился с председателем Общественной палаты Твери Вадимом Рыбачуком и попросил рассказать о том, кто был инициатором идеи, и кто помогал в реализации её планов.
В Тверской области возрождают профессиональный спорт шести видов
09.07.2020 15:45

В Тверской области возрождают профессиональный спорт шести видов

В Тверской области к тренировкам приступили многие спортсмены. Мы уже рассказали о гребцах, лыжниках, спортивной школе Калининского района. Наш корреспондент встретился с директором государственного бюджетного учреждения Тверской области «Спортивная школа олимпийского резерва по игровым видам спорта» Максимом Протасовым и попросил рассказать о том, что творится на игровом поприще. 
Звёзды спорта зажигаются в сельских поселениях Тверской области
08.07.2020 14:20

Звёзды спорта зажигаются в сельских поселениях Тверской области

Тверская область имеет свои традиции в спорте, есть спортсмены, которые достигали самых больших высот, включая Олимпийские игры. Есть ли подобные шансы сегодня у ребят из отдаленных сельских поселений Тверской области? Наш корреспондент встретился с Людмилой Степановной Зинкеевой, директором учреждения дополнительного образования «Калининская детско-юношеская спортивная школа» и попросил рассказать о перспективах ее воспитанников. 
Будьте в курсе! Каждый понедельник мы отправляем наши лучшие материалы за прошедшую неделю. Это удобно!