Сегодня 16 июня, 19:17:39
temperature23°C
$
89.07
95.15
Почетный гражданин города Твери, председатель общественной организации «Ветераны муниципальной службы», Николай Васильевич Коробкин уже поделился своими воспоминаниями о том, как строился, а потом торжественно открывался обелиск Победы. Заканчивая материал об обелиске, я написал, что мы долго беседовали. Так вот эта беседа стала чем-то вроде катализатора. На Николая Васильевича нахлынули воспоминания, которые связаны с тем, как в Твери строились многие объекты, которые знакомы любому из нас: цирк и гостиница «Турист», Центр-2 (так в обиходе строителей называлась площадь Капошвара), микрорайоны «Чайка», «Южный» и многие-многие другие. 
В Твери 45 лет назад по Новому Волжскому мосту пустили троллейбусы
Строительство всех этих объектов неразрывно связано с именем Анатолия Максимовича Голика, под руководством которого Николай Васильевич Коробкин проработал более десяти лет.

Николай Васильевич обещал вернуться к истории создания всех этих объектов, но для начала он рассказал о том, как запускали первый троллейбус через мост, который должен был носить имя Михаила Ивановича Калинина, но судьба распорядилась иначе. Теперь для всех это Новый Волжский мост. 
Николай Васильевич Коробкин
Николай Васильевич Коробкин:
- Собственно, все начиналось с того, что Калинин стал активно застраиваться после того, как в 1970 году на расширенной сессии горсовета был утвержден первый послевоенный генеральный план. С этого момента и началось строительство всех значимых для города объектов. 
Анатолий Максимович Голик. Первый слева в верхнем ряду
Но с развитием строительства возникла и транспортная проблема. Мощностей трамваев и автобусов уже не хватало. Троллейбусное же движение было только с одной стороны Калинина. Первым заместителем председателя горисполкома был назначен Анатолий Максимович Голик, который стал главным инициатором того, чтобы троллейбус ходил и в Заволжье, дабы загруженность транспорта, доставляющего пассажиров в Заволжский район, была не столь велика.

Мало кто помнит, что в самом начале троллейбус, переезжая мост не сворачивал налево, а совершал правый поворот к Речному вокзалу. Голик решил тем самым проблему безопасности дорожного движения. У Речного вокзала троллейбус разворачивался и пересекал Комсомольский проспект по прямой. Далее он шел до Ленинградской заставы. В последующие годы линию продлили до Вагонзавода. Троллейбусную петлю убрали только лет через пять и машины, переезжая мост, сразу стали поворачивать налево. 
В Твери 45 лет назад по Новому Волжскому мосту пустили троллейбусы
Запускали троллейбусную линию, соединяющую две части города, в 1975 году. Так что, видите, сразу две юбилейные даты вспомнил. 

С запуском троллейбуса через мост Михаила Ивановича Калинина, а про себя я его так до сих пор и называю, связана довольно любопытная история. Кстати, решетки с вензелями «МК» (инициалы – Михаил Калинин) до сих пор украшают мост.

Вокруг моста развернулись определенные дебаты. Мост ведь старый. Напомню в двух словах его историю. 

Он ведь, по сути, сначала был мостом еще в Санкт-Петербурге и был построен в 1843-1850 годах. Сначала он назывался Благовещенским, потом в 1855 году его переименовали в Николаевский, а в 1917 году, понятно, что он уже не мог носить такое имя и стал мостом имени лейтенанта Шмидта.
Новый Волжский мост должен был носить имя Михаила Ивановича Калинина
В начале тридцатых его разобрали, хотели переплавить, но почему-то оставили. Всесоюзный староста Михаил Иванович Калинин решил перевезти разобранный мост к нам. Недостающие детали делали уже не месте. Так что мост к семидесятым годам был уже действительно очень старым.

Начальник Мостотряда-19 Алексеенко сделал предложение: расширить мост и переделать. Мол, без этого ничего не получится – металл уже устал. А главный инженер трамвайного управления Лизоркин Виктор Андреевич, увы, уже ушедший из этой жизни, категорически утверждал, что опоры не будут выдерживать нагрузку от контактных проводов.

Если вы обращали внимание, то на перилах моста очень толстые опоры. Это идея Лизоркина: в трубы заливали бетон для лучшей устойчивости и крепости. Пришлось рассчитывать усиление тротуаров. Убирали их потом только вручную, хотя предполагалось, что делать это будет легкий трактор. Боялись, обходились без трактора. Вот эти две детали обсуждались вплоть до самого открытия. 

Понятно, что для дискуссий подходили и ко мне. Я всегда отвечал: «Есть расчеты, я им верю». Скептики твердили: «Обязательно либо тротуар провалится, либо провода оборвутся». В итоге я с группой товарищей пошел рядом с троллейбусом, когда он впервые стал переезжать через мост. И ничего страшного не случилось: троллейбус благополучно переехал на другую сторону. С тех пор две части города стал связывать и троллейбусный маршрут.
 
Почему я вам все это рассказал? Транспортная реформа до сих пор обсуждается. Нужно ли вам говорить, после того, как я рассказал вам историю запуска троллейбуса, мне очень жаль, что его больше нет.

Однако он свое отжил. Нужно было все реанимировать. Троллейбусы были уже старые, трамваи чуть ли не разваливались на ходу. Трамвайные пути были просто в ужасном состоянии. Так что новые автобусы все-таки самый рациональный выход из сложившейся ситуации. Я уже не говорю, что поездки на маршрутках, которые тоже были далеко не новыми, назвать комфортными также было нельзя. 

Одним словом, жаль. Но жизнь диктует свои требования. 

Андрей ВАРТИКОВ


Авторские статьи

Пушкин и дети: любил, но был к ним строг
6 июня 2024 08:20

Пушкин и дети: любил, но был к ним строг

Мы продолжаем проект «Эхо эпох», отражающий историю Тверского края в газетных публикациях. Сегодня в России особенный день – по всей стране отмечают 225-летие Александра Сергеевича Пушкина, и этому событию мы посвящаем публикацию о детях поэта.
Тверской проект «Преодолевая утрату» поможет преодолеть процесс горевания после ухода близкого
28 мая 2024 10:20

Тверской проект «Преодолевая утрату» поможет преодолеть процесс горевания после ухода близкого

В этом году Тверской хоспис «Анастасия» впервые разработал и запустил проект «Преодолевая утрату». Он поддержан фондом Президентских грантов и направлен на оказание помощи жителям Твери, потерявшим своих близких от неизлечимой болезни. Группа первого потока отработала по расписанию, но расходиться не собирается. Сейчас идет набор на второй поток, занятия которого начнутся 5 июня.
Вероломная река Тудовка, поиск и обретение – тверская экспедиция прошла «Дорогами подвига». Часть 2
26 мая 2024 09:00

Вероломная река Тудовка, поиск и обретение – тверская экспедиция прошла «Дорогами подвига». Часть 2

Снежный май, холмецкие музеи, духи из 41-го, поисковики из Якутии, молодотудский «цай», капризы Тудовки, крутые берега, березовые рощи, разрушенный храм в уничтоженной деревне – трофеи экспедиции на байдарках «Дорогами подвига: Тудовка – Волга – 2024», которая прошла 9-12 мая. Все задачи выполнены: маршрут в 60 водных километров преодолен, наблюдения сделаны, содержательные встречи в населенных пунктах состоялись, материалы собраны. Читайте продолжение отчета Татьяны Иванченко об экспедиции.
Вероломная река Тудовка, поиск и обретение: тверская экспедиция опять прошла «Дорогами подвига». Часть 1
25 мая 2024 11:00

Вероломная река Тудовка, поиск и обретение: тверская экспедиция опять прошла «Дорогами подвига». Часть 1

Снежный май, холмецкие музеи, духи из 41-го, поисковики из Якутии, молодотудский «цай», капризы Тудовки, крутые берега, березовые рощи, разрушенный храм в уничтоженной деревне – трофеи экспедиции на байдарках «Дорогами подвига: Тудовка – Волга – 2024», которая прошла с 9 по 12 мая. Все задачи выполнены: маршрут в 60 водных километров преодолен, наблюдения сделаны, содержательные встречи в населенных пунктах состоялись, материалы собраны.
Будьте в курсе! Каждый понедельник мы отправляем наши лучшие материалы за прошедшую неделю. Это удобно!