
Владимир Соколов не был бунтарем, стихи его не были на слуху у «масс», как, скажем, стихи Вознесенского, Евтушенко или Рождественского, но вклад в русскую литературу он сделал не меньший, чем вышеназванные. К слову сказать, сами они по достоинству оценивали творчество Соколова. 25 января 1997 года, то есть на следующий день после смерти поэта Евгений Евтушенко посвятил ему стихотворение, в котором есть такие строки:
«…Теперь ты – родина, ты – природа.
Тебя ждет вечность, а с ней свобода,
и скажет Лермонтов тебе у входа:
«Вы меня поняли, как никто».
А то, что поэзию Владимира Соколова называют тихой… Ученик его точно заметил, что один из океанов тоже называют Тихим…
Впрочем, оставив в стороне вопросы литературоведения, отметим, что у жителей Тверской области есть еще один повод для гордости: на нашей земле в 1928 году в семье военного инженера родился великий поэт. По воспоминаниям, его мать (большая любительница поэзии, знала наизусть «Евгения Онегина») перед родами поставила на стол портрет Блока и читала его стихи.
По поверью ребенок рождается похожим на того, о ком перед родами думает женщина. (Как бы там ни было, Александр Блок действительно стал, наверное, самым любимым поэтом Владимира Соколова). В честь рождения мальчика в саду посадили желудь и из него вырос прекрасный дуб. Он и теперь растет там, хотя дом, где родился поэт, сгорел – это случилось после войны.
Склонность к литературе проявилась у мальчика рано: в восьмилетнем возрасте он написал свое первое стихотворение, а будучи школьником вместе с другом Давидом Ланге издавал рукописный литературный журнал.
Первое же стихотворение, опубликованное в 1948 году в «Комсомольской правде», привлекло к Соколову внимание ведущих поэтов той поры. Через пять лет, в 1953 году, вышла первая книга Владимира Соколова «Утро в пути», которая по мнению ряда специалистов, ознаменовала (вместе с некоторыми другими поэтическими сборниками) наступление новой литературной эпохи в стране. Забегая вперед, надо сказать, что у Соколова вышло порядка двадцати сборников стихотворений.
Жизнь поэта, как это нередко случается с людьми таланта выдающегося, складывалась непросто. Были в ней горькие трагедии, была в ней и великая любовь. Об этой последней любви поэта говорила в те времена вся Москва. Влюбленных – и на то были основания – сравнивали с булгаковскими Мастером и Маргаритой.
Последние годы жизни Соколов провел в Москве – жил с женой в Лаврушинском переулке, но часто навещал малую родину, которой он посвятил ряд стихотворений («На станции», «Вечер на Родине», «Лучшие годы я прожил» и т.д.). Поэт бывал в Осташкове, в Волговерховье, и, конечно, в Твери (Калинине). Впечатления от этих мест получали отражение в его творчестве. Или, может быть, правильнее сказать – были основой его творчества.
А вот строки стихотворения, посвященного жене:
«…Ты плачешь в зимней темени,
Что годы жизнь уводят.
А мне не жалко времени,
Пускай оно уходит.
Оно так долго мучило
Своим непостоянством,
Что мне с ним жить наскучило,
Как дорожить тиранством…»
Владимир Николаевич Соколов умер 24 января 1997 года в Москве, отпевали поэта в церкви у Никитских ворот, в которой венчался Александр Сергеевич Пушкин. В 2002 году Центральная районная библиотека Лихославля получила имя Соколова и возле библиотеки установили памятный камень поэту. А в этом году его именем была названа одна из московских библиотек.
Евгений НОВИКОВ