
- Лидия Алексеевна, встречаясь с почетными гражданами нашего города, я узнал много интересного. Они сказали, что и вы сможете рассказать несколько интересных историй.
- Я уже читала ваши опубликованные материалы о Голике. Вы молодцы, тверитяне должны знать об этом человеке, ведь он очень много сделал для нашего города. Мы работали в один период, поэтому расскажу истории, которые связаны с ним.
- А кем вы тогда работали?
- Я в те годы была секретарем исполкома города и отвечала практически за все сферы жизни: медицина, культура, строительство.
Я хорошо помню этого замечательного человека. Наши кабинеты были рядом. Когда он начинал кого-то ругать в своем кабинете, все было слышно. Голос у него был громкий и хорошо поставлен. Сам красавец, женщины всегда оборачивались ему вслед. При этом Анатолий Голик умудрился за всю свою жизнь никого не обидеть. У него была своя коронная фраза, когда он выпроваживал посетителя из кабинета: «Вперед, на Мюнхен!»

Анатолий Максимович был энергичным и решительным во всем. В какой-то период мы лежали вместе в одной больнице. Он ночью пробрался в кабинет врача и стащил свою историю болезни. Ему диагноз говорить не хотели. А у Анатолия Максимовича была онкология. Но он рук не опустил, сражался с болезнью до самого последнего вздоха. Увы, болезнь все-таки победила.
Он жил очень скромно. Я даже посоветовала закрыть одну комнату, чтобы не смущать тех, кто пришел с ним проститься. В этой комнате стояла одна деревянная кровать, больше похожая на топчан, а сверху красный материал, которым обычно покрывали столы в сельсоветах. И всё! Но дела он делал великие!
Все, что строилось в те годы в Калинине – это его заслуга. Микрорайоны «Чайка», «Юность», Восточный мост, Театр кукол, и многое другое.

А вот микрорайон «Южный» могли и не построить. Никаких коммуникаций, позволяющих там строить высотки, не было. Город и микрорайон ведь разделяла железная дорога. Даже сегодня, чтобы просто отремонтировать мост, приходится получить тысячи согласований с РЖД. Тогда все было еще сложнее. Никто бы не остановил поезда Москва – Ленинград.
Подошла комиссия к мосту и стала думать, как же протянуть газ до микрорайона, без тепла ведь жизнь невозможна. Анатолий Максимович решил проблему за пять минут. Вырвал листок из блокнота и буквально на коленке нарисовал чертеж трубы, которая шла по мосту. Показал комиссии и сказал: «На пять лет хватит, а потом пусть другие думают». И с этого момента началось строительство микрорайона, а ведь оно могло так и не начаться.

Расскажу свою историю, связанную со здравоохранением, которое я курировала. Роддом №2 на Пролетарке. Мне выделили деньги на капитальный ремонт этого роддома. Но какой там капитальный ремонт, это ведь для новорожденных дом. Уже появились новые технологии, аппаратура. А в старом здании все сыпалось уже. Я приняла решение сделать большую пристройку, а не ремонт.
Построили двухэтажный дом. Но почему-то так построили, что на втором этаже в душевых при дожде протекала вода с потолка. Что делать? Говорить никому не хотелось, деньги ведь предназначались на капитальный ремонт.
Решилась посоветоваться с Голиком. У меня в кабинете стояли резиновые сапоги, так, на всякий случай, я ведь каждый день должна была выезжать на свои объекты. Так он схватил их и побежал в роддом. Машин свободных не было. Через пару часов врывается в кабинет и начинает кричать: «Лидка, что ты делаешь? Ты в курсе, что там происходит? Комиссия через несколько дней!»

А меня смех пробирает, хотя на самом деле ситуация серьезная. Снять могли, посадить даже. Уж очень Анатолий Максимович в момент возмущения был похож на орла с раскрытыми крыльями.
- Не только знаю, но и всем этим занимаюсь, – ответила я. Он успокоился, и мы стали думать. Он все понял, что ремонт действительно не было смысла делать, если штукатурка ежеминутно падает с потолка. А ведь речь идет о новорожденных.
Тогда указ Минздрава вышел, что если ребенок родился весом в 1 килограмм 100 граммов, мы обязаны его сохранить. Роддом уже получил новые камеры для сохранения, но ведь устанавливать их нужно в новое стерильное помещение! А в старом штукатурка сыплется и бесконечные инфекции. В итоге сказал: «Лидка, молодец! Поддержу и помогу».
И помог. Течь в экстренном порядке устранили, крышу привели в порядок. Комиссия осталась довольной, никто даже не задал вопрос, почему появилось новое здание, а не проведен капитальный ремонт старого, ведь Анатолий Максимович был очень убедителен. И меня спас, и у женщин новый роддом появился!
Андрей ВАРТИКОВ, фото из архива сестры Анатолия Голика Людмилы Чудесенковой