Сегодня 27 апреля, 10:31:44
temperature11°C
$
92.01
98.72
Не часто в моей журналистской практике случалось, когда материал, который я задумывал написать в одном жанре, в силу разных обстоятельств подготавливал в другом. Однако, когда я стал готовить публикацию о Михаиле Михайловиче Маршумове, одном из старейших и одном из самых титулованных тверских художников, понял, что запланированный мной жанр интервью не подойдет, поскольку этот жанр в каком-то смысле закрепощает, а иногда даже ведет не по тому пути, который избрал бы сам интервьюируемый.
Портрет художника Иосифа Коробейникова
Михаил Михайлович – личность многогранная, глубокая, поэтому я решил, что будет лучше, если он сам расскажет о своей жизни и поделится своими соображениями об изобразительном искусстве.
А значит, это будет не интервью, а другой жанр, который уместнее всего было бы, особенно учитывая любовь живописца к музыке, назвать «эссе-концерт».

Акт 1

Детство, отрочество и юность в Ташкенте

Михаил Маршумов:

… «Родился я в Ташкенте в 1938 году. Жили мы в бывшем доме бая, где весь потолок нашей комнаты был в великолепных узбекских росписях. Лежа в постели перед сном, я постоянно любовался ими, следя за развитием орнаментов. И сам я с детства любил срисовывать в альбом понравившиеся иллюстрации из книг. В четырнадцатилетнем возрасте скопировал акварелью работу Ф. Решетникова «Прибыл на каникулы». Затем, за неимением листа белой бумаги на обратной стороне миллиметровки скопировал акварелью, увеличив в размере, репродукцию с картины Д, Налбандяна «Заседание Политбюро», на которой вокруг Сталина, стоящего перед картой Родины, находились восемнадцать членов Политбюро. Тех, кто видел эту копию, поражала точная передача сходства всех персонажей. Так проявился первый интерес к портрету.

В юношеском возрасте был активный интерес к науке и, в частности, к психологии. С особенным трепетом относился к приобретённой мной брошюрке академика Опарина «Происхождение жизни на земле». После того, как я окончил седьмой класс, друг семьи Пряничников Леонид Константинович – начальник Среднеазиатской и Казахстанской железной дороги и художник-любитель, зная о моём пристрастии к рисованию и, увидев мои работы акварелью, посоветовал мне поступать в Республиканское художественное училище имени П.П. Бенькова.

Я подал документы в училище на живописное отделение, но, не имея опыта работы с натуры, был зачислен на прикладное.

На прикладном отделении занимался росписью и резьбой по дереву. Живописи и рисунку я обучался усиленно на своём отделении и по договорённости с педагогами дополнительно в другую смену на живописном. Одну мою работу – раму для зеркала с резьбой по дереву, выполненную на третьем курсе, приобрёл музей декоративного искусства Узбекистана. Другая работа – столик для радиолы с резьбой по дереву, выполненная на четвёртом курсе, экспонировалась на Республиканской молодёжной художественной выставке в Ташкенте в 1956 году. За новаторское применение национального орнамента я был награждён дипломом первой степени и медалью.

Эта же работа стала участником Всесоюзной молодёжной художественной выставки в Москве, посвящённой Всемирному фестивалю молодёжи, состоявшемуся в 1957 году, а затем приобретена Государственным музеем искусств Узбекистана.

В училище я проучился пять лет. Окончив его, получил специальность «Мастер-художник резьбы по дереву».

Ленинград, Ереван и снова Ташкент

На втором курсе училища я познакомился с Ириной Родионовой. Мы были единомышленниками и подружились. После окончания училища вместе поступили в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной. Она – на отделение «керамика и стекло», я – на «проектирование и производство мебели».

В конце первого курса мы поженились. После второго курса по моему прошению я был переведён сразу на третий курс отделения «керамика и стекло». Живописи я учился у ученика Петрова-Водкина – Н.С. Малышева, а композиции – у «отца советского стекла» Б.А. Смирнова. В конце третьего курса у нас родилась дочь Наталья.

По окончании училища мы с супругой были приглашены в Ереван на работу в специальное художественно-конструкторское бюро. Разработали проект внешнего вида приставки к вычислительной машине «Наири-2», который получил вторую премию на Всесоюзном конкурсе и позже реализован.

Однако нашей молодой семье там не предоставили квартиру, и мы оказались в Ташкенте у родителей и стали преподавать в художественном училище, которое раньше окончили.

Стекло – материал сказочный

После учебного года, в 1965 году мы переехали в Россию в посёлок Красномайский под Вышним Волочком и стали работать художниками по стеклу на стеклозаводе «Красный май». Трудился я там с огромным удовольствием: стекло – материал сказочный.

Это же просто чудо – делать что-то из расплавленного стекла в гутной (“гута” по-немецки – это помещение, где стоит плавильная печь) технике. 

Идеи одолевали меня, и я постоянно пропадал в цехе у печи. Для меня это была не работа, а радость, наслаждение творчеством.

Через девять месяцев была создана работа, о которой на Республиканском художественном совете в Москве главный художник «Главстекло» РСФСР С.М. Бескинская заявила: «наконец-то у нас появилось русское стекло».

Это был декоративный ансамбль «Бояре», состоящий из трех бутылей: боярин, боярыня и боярчонок – и стаканов к каждому персонажу.

О моей работе написали в газете «Советская культура» (1966), Министерство культуры СССР приобрело её для всемирной выставки в Монреале, состоявшейся в 1967 году. С тех пор министерство стало заключать со мной договоры на работы для всесоюзных и международных выставок, включая всемирную выставку «Осако-70».

Акт 2
Портрет писателя Михаила Петрова


Рюмки с серебряным звоном

Михаил Маршумов:

«В конце 1966 года я был переведён управлением «Калининстекло» со стекольного завода «Красный май» на вновь организованное в Калинине предприятие «Стеклоремонт» (впоследствии – «Калининский стекольный завод») для разработки образцов рюмок по новой технологии, предложенной начальником «Калининстекло» И.С. Сентюриным.

Я возглавил на заводе художественную лабораторию и стал осваивать производство рюмок. По получении квартиры, в марте 1967 года с «Красного мая» переехала в Калинин супруга с дочерью и также стала работать художником на этом предприятии. В составе лаборатории были два мастера-стеклодува – Сергей Симаков и Юрий Красавцев, выполнявших изделия под нашим руководством.

Кроме плановых работ мы много занимались творчеством, и в результате на международной выставке стекла и фарфора в Чехословакии в Яблонце на Тиссе наша совместная с Маршумовой Ириной Михайловной стеклодувная композиция «Портрет» получила одну из четырех, доставшихся нашей стране медалей «Яблонец-73». На нашем стеклозаводе было впервые в истории СССР налажено массовое производство стеклодувной скульптуры для продажи, в разработке которой активная роль принадлежала Ирине Михайловне. Позднее к ней присоединился и наш сын художник-стеклодув Антон.

В те же годы мне удалось изобрести способ механизированного изготовления рюмки из стеклянной трубки, за который я получил авторское свидетельство. По моему заказу была создана стендовая установка, на которой из отрезков стеклянной трубки стали изготавливаться монолитные рюмочки. При столкновении они издавали серебряный звон, за что их прозвали «тверскими колокольчиками». Всего в стекольном производстве я отработал чуть более десяти лет.

…Работая на стекольном заводе главным художником, я, с момента открытия в Калинине художественного училища имени А.Г. Венецианова в 1974 году, по совместительству стал преподавать в нём рисунок.

В 1975 году меня и мою супругу «Главстекло РСФСР» выдвинуло на звание «Заслуженный художник РСФСР». Но пока шло оформление документов, я твёрдо решил уйти с завода в художественное училище и полностью связать свою судьбу со столь желанной мне с детства живописью.

Работая на заводе, я при любой возможности писал этюды и работал над портретом. Получив звание, я не имел бы морального права уйти с завода. Уходя с завода, я отказался от звания. Должность главного художника завода перешла к Ирине Михайловне.

В художественном училище я почувствовал себя на своём месте и проработал там сорок два года. Стал переучиваться рисовать и писать «на моих любимых старых мастерах»: Мантенье, Джорджоне, Тициане, Леонардо да Винчи, Веласкесе, Рембрандте, Вермеере Дельфтском.

В 1978 году на творческой даче «Горячий Ключ» я познакомился с профессором Ленинградской академии художеств им. И.Е. Репина Юрием Ивановичем Скориковым, которому обязан более глубоким освоением техники старых мастеров.

В живописи и рисунке я совершенствовался по одному семестру в Ленинградской академии художеств им. И.Е. Репина и в Московском художественном училище им. памяти 1905 года. Кроме того, работал на творческих дачах: «Академичка», «Горячий Ключ» и «Байкал».

Отразил душу арабского народа

В восемьдесят первом году Министерство культуры СССР командировало меня в Южный Йемен для преподавания живописи в Институте изящных искусств в городе Аден. Там мне пришлось с нуля организовывать учебный процесс с совершенно неподготовленными учениками. Воспользовался принципом обучения учеников у старых мастеров – с копирования привезённых мной рисунков студентов нашего тверского (тогда калининского) художественного училища.

Переводчиков мне не дали, поэтому пришлось спешно учить арабский язык и преподавать на нём.

Однажды, когда я сделал карандашом за три часа портрет старика – сторожа Дома журналистов, подошел заместитель председателя телевидения Йемена, учившийся прежде в СССР, и сказал по-русски: «Вы не только его изобразили точно, вы душу арабского народа отразили».

Я преподавал в Йемене в течение пятнадцати месяцев. В конце пребывания там устроил выставку своих работ. За свою работу там я был награждён почётной грамотой Посольства СССР в НДРЙ.

В Йемене я сделал серию карандашных и живописных портретов и пейзажей. По возвращении домой в Калининской областной картинной галерее была устроена моя выставка «Йеменские впечатления», на которой были представлены 42 работы.

С выставки галерея приобрела три работы: живописный портрет моей ученицы в мусульманском одеянии и два карандашных портрета йеменцев. Эта же выставка, приуроченная к семнадцатой годовщине освобождения НДРЙ от англичан, состоялась в Москве в Доме дружбы между народами в сентябре 1983 года.

Заявление конферансье
Книга Михаила Маршумова Сущность ритма и метафизика творчества
Конферансье:

«Дамы и господа! Позвольте довести до вашего сведения официальную информацию о художнике декоративно-прикладного искусства, живописце и графике Михаиле Михайловиче Маршумове. Он родился 8 апреля 1938 года в Ташкенте, в настоящее время живёт и работает в Твери. Член Союза художников России с 1970 года, заслуженный художник Российской Федерации с 1997 года, почётный работник культуры и искусства Тверской области с 2008 года, почётный член Российской академии художеств с 2018 года. Почётным академиком избран за книгу «Теория универсального ритма». В 2013 году награждён нагрудным знаком «За развитие Тверской области».

Михаил Маршумов автор трех книг по теории ритма и роли ритма в искусстве: «Теория универсального ритма» (2018), «Ритм и метафизические основы творчества» (2020) и «Сущность ритма и метафизика творчества» (2023). Он переосмыслил общепринятое представление о ритме и логически обосновал доказательство существования Бога. Также им предложена версия разгадки загадки «Моны Лизы».

На вопрос «верит ли он в Бога», художник отвечает: «Я гностик. Я знаю, что Бог есть, я доказал это».

Конферансье кланяется и уходит.

Главная суть в искусстве

«В сущности искусство – это Божий дар человечеству, в основе которого гуманизм. По большому счёту на художнике лежит миссия сотворца Бога по выявлению гармонии и красоты мира, миссия облагораживания и возвышения души и духа человека. Вместе с тем, художнику свойственно эмоционально-чувственное выражение любых движений духа и души и выражение идей. И здесь особая роль принадлежит выразительности образа и смысла отображаемого.

Непременными составляющими искусства являются целостность отображаемого, ассоциативность, образно-смысловая выразительность пластической речи, эмоционально-чувственная тональность интонации, убедительная атмосфера отображаемого и яркий образ, сквозь который проступает смысл идеи. Венцом творения в искусстве является отражение духовности как сопричастности к общечеловеческим ценностям.

За какие работы мне не стыдно

Мне трудно называть себя художником потому, что в моём представлении художником является тот, кто может стихийно отдаваться творческому процессу, а во мне параллельно идёт процесс осмысления того, что я делаю с опорой на знания. Точнее, я не считаю себя чисто художественной натурой, поскольку склонен к теоретическому обоснованию основ искусства.

Я перфекционист и пока не доведу работу до удовлетворяющего меня состояния, не могу остановиться. Иногда и через тридцать пять лет переписывал работы.

Но у меня есть несколько работ, преимущественно портретов, за которые мне не стыдно и которые успешно экспонировались на региональных и российских выставках.

Мой любимый жанр – портрет. Для меня важно не только внешнее сходство, но непременно и выражение характера, ноты души. Наиболее значительной моей работой является триптих «Творческое объединение художников «Три И». В него входят портреты следующих талантливых художников: Игорь Бучнев, Иосиф Коробейников и Игорь Гусев. Меня особенно волнует талантливость людей. Это не просто три портрета рядом. Во-первых, необходимо осуществить чисто композиционно систему взаимосвязей тоновых и цветовых отношений между всеми портретами и решить проблему целостности триптиха.

Особую роль при этом играют пластичность и тональность. Также важна для меня и эстетика форм. Во-вторых, оно же и во-первых, надо провести идею общности трех разных художников по мировоззрению и мировосприятию, идею сотрудничества и взаимоуважения. Это сложная психологическая задача и во всех отношениях – это не арифметика, а алгебра. Особое внимание уделяю рукам. Известно, что руки – второй портрет, и что уровень портретиста оценивается по умению изобразить руки.

Триптих целиком выставлялся в Москве в залах Российской академии художеств и был удостоен серебряной медали. Там же экспонировался и портрет писателя М.Г. Петрова, который был отмечен дипломом. К удачным отношу и портреты писателя В.З. Исакова, художника М.В. Акуринина и серию портретов моих учеников, а также ряд портретов, сделанных в Южном Йемене.

Безмерно благодарен всем портретируемым, особенно И.А. Гусеву, И.А. Бучневу, М.В. Акуринину и уже почившим В.З. Исакову, М.Г. Петрову и И.Д. Коробейникову, каждый из которых отпозировал более двадцати пяти сеансов. Их портреты экспонировались на Всероссийских выставках.

Я реалист

Однажды в журнале «Художник» (N4, 1991) в обзоре Региональной художественной выставки во Владимире в 1990 году был отмечен мой портрет «Лариса Клименкова», по которому меня причислили к «неореализму» или к «неоклассицизму». Но я считаю, что я реалист в широком смысле этого слова. Просто в трактовке формы и пространства мои работы строятся на принципе, свойственном старым мастерам, – окрашенность формы предметным цветом и гармонизация цветотоновых отношений. Принцип окрашенной формы позволяет выражать настояще-продолженное, бесконечно длящееся, имеющее отношение к отражению вечных ценностей. Мне дороги гуманность смыслов и целостность отображаемого, свойственные эпохе Возрождения.

На моём счету десять персональных выставок (Аден, Москва, Тверь, Эммаусс).

Сущность ритма

Шеллинг решительно выступил против деления музыки на ритм мелодию и гармонию, заявив, что всё многообразие музыки есть ритм.

Согласно моей концепции ритма, ритм – это инструмент созидания всего сущего. В искусстве именно посредством универсального ритма формируются композиция, целостность отображаемого и образ. Ритм – это нить, связующая дух и душу человека с Богом.

Уходят большие смыслы

Еще Петров-Водкин говорил, что искусство ХХ века – это в основном искусство самовыражения. По-моему, это связано с безудержным потоком информации, обрушивающимся на человечество, начиная с двадцатого века. Человек не успевает вникать в неё и в следствие инстинкта самосохранения у него возникает поверхностное отношение к смыслам и к решению проблем. Наряду с этим, оцениваемые миллионами долларов неожиданные прихоти самовыражения, формируют соблазн и искушают пойти по этому пути. Так постепенно утрачивается понимание того, что такое хорошо и что такое плохо.

 Стихия самовыражения чревата снижением внимания к смыслам, в то время как именно через смыслы проходит граница между добром и злом.

Наступит ли время смыслов?

Я считаю, что мудрыми не становятся, а рождаются. Становятся опытными. Но именно в мудрости – залог сохранения вечных ценностей.

В наши времена, безусловно, есть глубокие целостные личности, но увеличен разрыв между размышляющими и потребителями. Однако, как свидетельствует мода, в природе действует принцип маятника: качнуло в одну сторону, а потом начинается движение в обратном направлении.

Кажется, уже наступает время, когда заметная часть человечества, адаптировавшись к потокам информации, вновь начинает осознавать жизненно важную значимость смыслов и то, что достижение высокой цели связано с преодолением трудностей».

Записал эссе-концерт Евгений Новиков, фото автора

Авторские статьи

Эпоха катастроф, новая духовная цивилизация, противостояние искусственному интеллекту обсуждаются учеными в Твери
27 апреля 2024 04:29

Эпоха катастроф, новая духовная цивилизация, противостояние искусственному интеллекту обсуждаются учеными в Твери

Как наука предсказывает и конструирует будущее? Что нас ждет и какими будем мы сами? Весной в Твери ученые заглядывают в будущее, чтобы по-научному его оценить, предсказать, по возможности подкорректировать. Уже второй раз это происходило на Международной научно-практической конференции «Наука. Общество. Будущее», которую организует Тверской государственный университет.
Министр поблагодарил тверских педагогов: «Спасибо за ваш труд!»
20 апреля 2024 08:30

Министр поблагодарил тверских педагогов: «Спасибо за ваш труд!»

Профессия журналиста уже тем хороша, что время от времени дарит встречи с замечательными людьми. И встречи эти случаются по разным поводам. Так недавно в Москве состоялась презентация первого всероссийского альманаха «Педагогические династии России», в которой приняли участие педагоги из разных регионов страны. Наш тверской регион представляла учительская династия Тихомировых – Дмитриевых.
История кроется в мелочах. В Твери прошла встреча со столичными писательницами
9 апреля 2024 20:27

История кроется в мелочах. В Твери прошла встреча со столичными писательницами

Чем женская память отличается от мужской, какие детали она хранит, как в них отражается время и глобальные катаклизмы истории? Об этом и многом другом говорили в Твери 8 апреля на встрече с создателями сборника «Память женского рода» – авторами и журналистами из Москвы.
GURUDE покоряет сердца жителей Твери
1 апреля 2024 12:18

GURUDE покоряет сердца жителей Твери

Можно было долго искать подходящие слова, для того чтобы рассказать о концерте GURUDE в Театре кукол, но я нашел более просто решение. Заглянул в книгу отзывов.
Будьте в курсе! Каждый понедельник мы отправляем наши лучшие материалы за прошедшую неделю. Это удобно!