Сегодня 4 мая, 02:48:11
temperature3°C
$
91.69
98.56
В Тверском театре драмы в выходные и накануне состоялись показы спектакля «Таланты и поклонники» по комедии Александра Островского, написанной в 1881 году. Долгожданная премьера совершилась – чем интересен новый спектакль в постановке Александра Павлишина?
В Тверском театре драмы прошли показы спектакля «Таланты и поклонники»
Для любого режиссера-постановщика пьеса «Таланты и поклонники» – особый выбор, так как в этом произведении рассказывается о подноготной театральной жизни. Этой темы Александр Островский касался ранее в своем знаменитом «Лесе», где появляется актер Несчастливцев с непременными театральными атрибутами, но в «Талантах и поклонниках» драматург рассматривает эту тему еще более детально. Перед режиссером-постановщиком встает нелегкая задача – с помощью театра поведать о театре, воплотить сцену на сцене.
В Тверском театре драмы прошли показы спектакля «Таланты и поклонники»
Если говорить об организации пространства и его наполнении в спектакле, можно отметить его лаконичность (художник-постановщик Николай Юдин). Так, зрительский зал изображается за счет установленных в ряд стульев – места на них еще в самом начале действия занимают герои-мужчины. Также одновременно с этим на сцене – гримерная молодой актрисы, рояль и странный «чемодан», роль которого раскроется в одном из эпизодов. Сцена в спектакле незримо присутствует всегда, даже в финальном эпизоде на вокзале, когда Негина (артистка Дарья Осташевская) отбывает с Великатовым (артист Вячеслав Хархота). Это дает эффект весомости дела для самой Саши и полностью отражает внутренний мир героини, ведь в итоге она бежит от «тихой семейной жизни», которой ее учит Петр Мелузов (артист Никита Бахметьев), ее жених.
В Тверском театре драмы прошли показы спектакля «Таланты и поклонники»
Актеры отработали с имеющимся материалом замечательно. Стоит выделить молодое поколение – это, конечно, Дарья Осташевская и Никита Бахметьев, создающие противоположные характеры, исполняющие роли людей, кому не суждено быть вместе из-за неизбежно расходящихся путей (вспоминается образ вокзала из финала, где они окончательно расстаются). Негина в постоянном движении, Петр – статичен, этому соответствует и перемещение самих актеров. Осташевская-Негина идет, бежит – ее подвижность ярко проявляется в одном из диалогов с матерью Домной Пантелеевной (заслуженная артистка РФ Ирина Кириллова): она ступает по стульям, но, даже когда их ряд заканчивается, продолжает шагать – стулья специально подставляет уже мать.

Взаимоотношения между Сашей и Петром трогательные, в них нет страсти. Никита Бахметьев попадает точно в цель, играя отстраненного, в чем-то холодного (это особенно заметно в сцене знакомства с Великатовым) жениха, но все же таящего что-то внутри, в сердце, что в конце вырывается эмоциональным, яростным монологом. Мелузов рассказывает о том, как пришел не в «свой» мир, театра и веселья, и говорит: «Ну, как же не смешно! Конечно, смешно». Эту фразу можно было бы озвучить по-разному, к примеру облечь ее в ехидную, едкую форму, но Никита Бахметьев делает акцент на трагизме положения героя, которого только что оставила невеста и который вот-вот должен преобразиться и найти для себя новый смысл.
В Тверском театре драмы прошли показы спектакля «Таланты и поклонники»
Удачно очерчены также отношения Саши с матерью. Сначала Домна Пантелеевна кажется обычным героем, представляющим в начале экспозицию и «отвечающим» наряду с Ерастом Громиловым, трагиком (заслуженный артист РФ Валентин Кулагин) за комическую составляющую. Однако Ирина Кириллова своей выдающейся игрой открывает страдающую мать – ту, что прячется под шалью, подаренной ей Великатовым. Да, Домна Пантелеевна неравнодушна к деньгам, но это совершенно не та любовь к серебру, которая существует в высших кругах, где гонятся за статусом (тут ключевой символ – князь Дулебов, его играет народный артист РФ Владимир Чернышов).
В Тверском театре драмы прошли показы спектакля «Таланты и поклонники»
В сцене, где Саша мечется между студентом и богатым Великатовым, Домна Пантелеевна плачет, и плач ее даже чем-то напоминает старинные русские причитания: мать искренне хочет, чтобы дочь выбрала того, кто богаче, – тогда их жизнь точно наладится. Ирина Кириллова превосходно передает отчаяние родительницы, приводящей дочери последние аргументы («Как не мое <дело>! Да и ты-то моя»). Важно: нет никаких неискренних заискиваний, нет авторитарного давления. Просто обнаженные чувства, которые испытывает, с одной стороны, человек в крайне бедственном положении, с кучей неоплаченных долгов, с другой – мать. Эта сцена по-настоящему пронзительна.
В Тверском театре драмы прошли показы спектакля «Таланты и поклонники»
Постоянно перемежаются трагизм и комизм в диалогах Ераста Громилова (заслуженный артист РФ Валентин Кулагин) и Мартына Нарокова (артист Борис Михня). Первый более приземлен, второй, напротив, в высшей степени романтик. Уже один такой контраст, традиционный для классической литературы (ярчайший пример, наверное, – Дон Кихот и Санчо Панса) притягивает внимание. Речь Валентина Кулагина высокопарна, что и требуется для его героя. Персонаж Бориса Михни – души не чающий в Саше человек. В спектакль вводится короткая инсценировка из шекспировской трагедии «Король Лир»: в пьесе она только упоминается.

Возможно, этот момент представляет собой некий «флешбэк», так как трагик намекает на то, что раньше он вместе с Мартыном играл в «Короле Лире», только до конца неясно, кто и какую роль исполнял. Инсценировка все расставляет на свои места: Лиром был именно Мартын. А может, это не воспоминание, а два героя, служителя театра, решили посвятить время воплощению этой сцены. Во всяком случае, она не выбивается из общего хода повествования, позволяет провести определенные параллели. По ее окончании Нароков, показывая безумство Лира, ложится именно в театральный кофр.

Данный жест довольно интересен, в нем можно прочитать разное – например, то, что Мартын, даже не будучи Лиром, вынужден заковываться внутри какой-то оболочки, потому что мир, который его окружает, не соответствует его натуре романтика, стремящегося ввысь. И, по мнению остальных, в том числе и Саши, которой он посвящает стихи, он ведет себя по меньшей мере странно (своеобразное безумие, хоть и не настоящее).
В Тверском театре драмы прошли показы спектакля «Таланты и поклонники»
Тема поэзии звучит в спектакле не раз. В конце двух действий в XIX век внезапно врывается Борис Пастернак – и его стихи «Гамлет» и «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» Первое лирическое произведение совершенно точно «стыкуется» с тонким шекспировским мотивом «Талантов и поклонников». Второе же ярко знаменует финал и описывает миссию любого творческого человека, в частности того, кто играет в театре. Любопытно, что в год написания пьесы Островского – тогда Борис Пастернак, естественно, еще не появился на свет – уже 19 лет было его отцу: Аврум Ицхок-Лейб Постернак на тот момент заканчивал одесскую рисовальную школу и поступал в Московский университет на медицинский факультет.

Решение интересное. Оба стихотворения читает Борис Михня – символично, ведь он сам является поэтом, и его отец, Паул Михня, был известным молдавским и румынским поэтом.
В Тверском театре драмы прошли показы спектакля «Таланты и поклонники»
Наконец, спектакль очень музыкален: звучат самые разные по тональности, по наполнению песни. Режиссер-постановщик Александр Павлишин грамотно создает атмосферу, о которой говорит Мелузов в финале: «область беспечального пребывания, беззаботного времяпровождения», сферу красивых, веселых женщин, сферу шампанского, букетов, дорогих подарков. Рассказ театром о театре удался – эмоциональный и в то же время рассудительный, в нем каждый сможет найти много примечательных деталей.

В ближайшее время спектакль «Таланты и поклонники» покажут еще раз в воскресенье, 16 октября.

Возрастное ограничение: 16+.

Юлия Рожкова,

Фото: Сергея Борецкого

Авторские статьи

1 Мая в Твери: мир, труд, май! Долгожданное тепло и море солнца
1 мая 2024 17:18

1 Мая в Твери: мир, труд, май! Долгожданное тепло и море солнца

Наш редакционный фотограф Сергей прошелся по центру города и посмотрел, что делали горожане в этот день, в Праздник весны и труда. А мы предлагаем его городские зарисовки вашему вниманию. Глядишь, кто-нибудь себя и узнает.
Годный товар дает Тверской драматический!
29 апреля 2024 11:01

Годный товар дает Тверской драматический!

Что мне больше всего нравится в театре, так это минута, когда под потолком начинают медленно угасать огни огромной люстры и все воздушное пространство зала погружается в полумрак. Тогда кажется, что тайны есть не только под обложками книг, но и за кулисами, и эти тайны вот-вот откроются.
Эпоха катастроф, новая духовная цивилизация, противостояние искусственному интеллекту обсуждаются учеными в Твери
27 апреля 2024 04:29

Эпоха катастроф, новая духовная цивилизация, противостояние искусственному интеллекту обсуждаются учеными в Твери

Как наука предсказывает и конструирует будущее? Что нас ждет и какими будем мы сами? Весной в Твери ученые заглядывают в будущее, чтобы по-научному его оценить, предсказать, по возможности подкорректировать. Уже второй раз это происходило на Международной научно-практической конференции «Наука. Общество. Будущее», которую организует Тверской государственный университет.
Министр поблагодарил тверских педагогов: «Спасибо за ваш труд!»
20 апреля 2024 08:30

Министр поблагодарил тверских педагогов: «Спасибо за ваш труд!»

Профессия журналиста уже тем хороша, что время от времени дарит встречи с замечательными людьми. И встречи эти случаются по разным поводам. Так недавно в Москве состоялась презентация первого всероссийского альманаха «Педагогические династии России», в которой приняли участие педагоги из разных регионов страны. Наш тверской регион представляла учительская династия Тихомировых – Дмитриевых.
Будьте в курсе! Каждый понедельник мы отправляем наши лучшие материалы за прошедшую неделю. Это удобно!