В торжественной обстановке к публике обратилась министр культуры Тверской области Татьяна Сальникова. Она передала приветствие губернатора Игоря Рудени, который поздравил всех с открытием фестиваля. В разные годы на сцене филармонии собирались лучшие оркестры, хоровые коллективы и талантливые исполнители страны, это и Муслим Магомаев, Святослав Рихтер, Юрий Башмет, Денис Мацуев и многие другие. Каждый год этот фестиваль продолжает радовать любителей музыки, дарит им новые, незабываемые эмоции. Так сохраняются культурные традиции, подчеркнул Игорь Руденя.
После многочисленных поздравлений и церемонии награждения музыкантов, сотрудников филармонии начался грандиозный концерт. Он состоял всего из двух произведений – но каких произведений! Симфониетта, op. 68 №2 Николая Мясковского и оратория «На страже мира» Сергея Прокофьева, которую, кстати, очень редко исполняют в нынешнее время, даже на столичных площадках. В этом году со дня рождения Николая Мясковского исполняется 140 лет, со дня рождения Сергея Прокофьева – 130. Символично еще и то, что оба композитора были близкими друзьями, – и вот они встретились на сцене Тверской филармонии.
Николай Мясковский был одним из первых композиторов, посвятивших себя служению советской музыке. Его произведения полнятся внутренним трепетом, особым драматизмом, и Симфониетта, которую исполнил оркестр «Российская камерата» под руководством дирижера Андрея Кружкова, не исключение. Симфониетта, op. 68 №2 была создана в годы Великой Отечественной войны, и это в значительной степени отразилось на ее форме и содержании: тревога, сменяющаяся мужественными нотами. Но главное: никакой надрывной, излишней эмоциональности. Вероятно, здесь сказалось еще и то, что сам композитор не понаслышке знал о войне: во время Первой мировой он служил офицером саперных войск и почти все время оказывался на передовой.
Его спокойный, твердый характер обусловил его творческую манеру. В каждом произведении Николая Мясковского определяющими моментами становятся гармония, размеренность. Он не использовал атональность и низвержение ладовых связей между звуками как метод изображения ужасов XX века.
С войной неразрывно связана оратория Сергея Прокофьева «На страже мира». Среди художественных средств композитора, с помощью которых он описал сразу несколько послевоенных картин, – смешанный хор и хор мальчиков, оркестр и солисты, а также дополнительные речевые ресурсы, чтение и мелодекламация. С точки зрения исполнения, это очень сложное произведение, так как требует высочайшего уровня мастерства. Кроме того, в оратории, исполненной в Тверской филармонии, была интересная особенность: специальная партитура для органа, которую создала Татьяна Сергеева. В оригинале органа нет. Органная музыка звучала органично с остальными музыкальными инструментами, словно «уплотняя» духовный фон. В органе воплощается нечто миролюбивое, антивоенное, ведь именно орган звучит в храмах.
Оратория состоит из десяти частей – десять эпизодов с совершенно разными настроениями, оттенками, но объединенных одной важной, актуальной для всех времен мыслью: «Нет войне». Сергей Прокофьев рисует страну, разрушенную войной, символ – печь, всё, что осталось от сожженной избы, где целое столетие жило семейство. И самое страшное – детство, омраченное войной. «Кому сегодня десять лет, тот помнит ночь войны…» Настроение тревожное, настороженное. После начинается тяжелое восстановление Советского Союза, строится новый Сталинград. Появляется надежда. Полностью контрастируют с предыдущими эпизодами светлые части «Урок родного языка», хор «Голуби мира» и «Колыбельная».
Дети выводят на доске самые главные слова, которые выражают основную идею оратории: «Нам не нужна война!» Звучание детских голосов совершенно завораживает. Уже в таком юном возрасте мальчики и девочки с такой глубиной, с полным пониманием того, о чем они поют, исполняют сложнейшее произведение. К слову, хор мальчиков из Конаково перед тем, как выстроиться на сцене областного центра, блестяще выступил в Петрозаводске, где его очень тепло приняла публика. Сергей Прокофьев очень любил детей и справедливо полагал, что дети – это будущее. Это будущее необходимо защитить от ужасов войны, чтобы жизнь, самое дорогое, что есть у человечества, продолжалась.
Уверена в светлом будущем своего ребенка мать, поющая ему колыбельную. Она с безграничной любовью обращается к своему малышу. «Усни, не бойся – наша дверь закрыта на засов…» Это жизнеутверждающая часть, но нельзя забыть, что предшествовало идиллии. Сколько матерей потеряло во время войны самое дорогое, что у них было, – их сыновей, дочерей. Война уродует естественный ход вещей: матери хоронят собственных детей и переживают их. Теперь в интересах всех людей – не допустить этих страданий. Мать уверена, она точно знает: такого больше не повторится. Ласка, нежность, заключенные в колыбельной, трогают сердце, материнские слова близки каждому человеку. В этой части сливаются в одно женский и детский голоса: мальчик, словно засыпая, вторит матери. А музыка, в свою очередь, создает убаюкивающий напев колыбельной.
Тема мира, постоянно звучащая в оратории, преобразуется в настоящий марш в части «На мирном торжестве». Здесь прямо звучит призыв – не просто говорить об ужасах войны, но еще бороться против ее зачинщиков. Вся дружная страна сплачивается на демонстрации: «Проходят у Кремлевских стен узбек, латыш с эстонцем.Киргиз, литовец и казах, карел с азербайджанцами…» Несомненно, только интернационализм – залог дружбы народов, залог отсутствия конфликтов. Произведение приобретает торжественное настроение. В музыке можно услышать, как юные ленинцы чеканят шаг на площади.
Большое внимание Сергей Прокофьев уделил в своей оратории выразительности слова. Чтецом на сцене Тверской филармонии выступил заслуженный артист России Андрей Иванов. Его голос особенно громогласно звучит в части «Разговор в эфире», где описывается бунт рабочего класса против тех самых элит, устраивающих войны. Это рокочущий голос забастовки, это сопротивление смерти, убийству. Уверенность в том, что рабочие дадут отпор эксплуататорам, ведь живые люди и есть самая прочная стена, которая может обрушиться на зло. Андрей Иванов будто превращается в главного певца революции – Владимира Маяковского, не раз поднимавшего тему антимилитаризма в своих стихотворениях.
Наконец, завершается оратория частью «Весь мир готов к войне с войной», где тема мира достигает своего апогея. Настоящее торжество. Множество голосов, звучание разных музыкальных инструментов – всё это объединяется в героически приподнятую песнь, гимн миру. Оратория доходит до точки, когда перед публикой разворачивается целая планета, охваченная единым пацифистским порывом. Особое место занимает Советская страна, принявшая на себя главный удар фашизма, ее столица – Москва, которую так и не заняли захватчики.
Кстати, у премьеры оратории «На страже мира» – тоже юбилей. Впервые она состоялась 70 лет назад в колонном зале Москвы, всего спустя шесть лет после окончания Великой Отечественной войны. Но и сейчас это произведение – могучее напоминание о том, что война не нужна людям, взрослым и детям. Масштабные войны остались в прошлом, но локальные конфликты продолжают разгораться в самых разных местах земного шара, продолжают терзать Землю. Поэтому так важно, чтобы «взмыла в небо голубое стая легких голубей».
На открытии фестиваля «Музыкальная осень в Твери» музыканты целиком и полностью отдали себя исполнению поистине великого произведения. Теперь тверитян ждут новые и новые музыкальные премьеры: выступления Московского государственного театра танцев «Гжель», Golden Jazz Orchestra. В конце октября филармония представит премьеру уникальной концертной программы победителя конкурса имени Чайковского, виолончелиста Дениса Шаповалова «Tribute Pink Floyd» в сопровождении оркестра «Российская камерата» под управлением Андрея Кружкова.
Юлия РОЖКОВА, фото Сергея САМЦОВА