Вчера крупной суммы лишилась 72-летняя жительница ЗАТО Озерный. Ей позвонил мужчина и, выдавая себя за банковского служащего, сообщил, что, если это не она, то прямо сейчас на ее имя кто-то посторонний пытается оформить кредит. А для того чтобы помешать некому злоумышленнику, нужно очень срочно перевести деньги в безопасное место. Следуя указкам «спасителя», пенсионерка последовательно объехала несколько банковских офисов и сняла в банкоматах 400 тысяч рублей. Вооружившись пачками купюр, женщина начала пересылку денег мошеннику. Свои кровные она доверчиво перевела на 27 телефонных номеров, полагая, что теперь-то все будет в порядке.
Действительно, как только прошел последний платеж, настойчивый «безопасник» перестал беспокоить пожилую женщину. Можно было бы порадоваться, что женщина наконец обрела покой – спасибо, Господи, что взял деньгами, но ведь деньги-то её уплыли в руки мошенников, а не на благое дело пошли! Но это она осознала гораздо позже, какое-то время мучилась и лишь спустя два дня помчалась заявлять в полицию. Конечно, такая просрочка – не месяц, но все равно существенно затрудняет поиск злоумышленников – они за это время вполне могут сменить место проживания, так сказать сместить ареал своей охоты.
Но уголовное дело о мошенничестве – по ч.3 ст.159 УК РФ – возбуждено, ведутся розыски злоумышленника. Возможно, его удастся вычислить благодаря какому-нибудь более расторопному человеку, который не поддастся на уловки этого трюкача.
В полиции на всякий случай еще раз разъясняют признаки, по которым можно определить, что вам звонят не из службы безопасности банка:
1. Подозрительный номер – может раздаться звонок со скрытого номера или с обычного мобильного, например начинающегося на +7 и один из кодов «большой четверки» мобильных операторов – 910, 925, 905 и тому подобное.
2. Позвонивший пытается выведать реквизиты карты – номер, PIN-код, CVV-код, а также коды из SMS, бывает, даже пароль от онлайн-банка или кодовое слово. В некоторых случаях мошенники, чтобы снять с себя подозрения, пытаются перевести абонента на банковского «робота».
3. Чрезмерная спешка, вас подгоняют с принятием решения, при этом фактурно нагнетается обстановка, в голосе появляются тревожные нотки, раздражительные или угрожающие. Настоящих сотрудников банка вышколили звонить ровным тоном, они никогда не торопят с принятием решения, сами предлагают обдумать вариант и прийти в офис, если согласились на предложение.
4. Некоторые вовремя заданные абонентом вопросы могут поставить «безопасника» в тупик. Например, они могут не знать, что у вас не одна карта этого банка, ошибаются, называя отчество, номер карты и т.п. В отличие от псевдобанкиров, настоящие сотрудники могут сами назвать вам четыре последние цифры номера вашей карты, так как знают обо всех продуктах, открытых на ваше имя, ваши паспортные данные и даже суммы на счетах.
5. Призывы к немедленному действию: например, снять деньги в банкомате и перевести на посторонний, открытый не вами счет, используют слово «безопасный», усыпляя бдительность владельца денег. А вот еще повадились требовать установить какие-нибудь программы на свой телефон или компьютер – типа TeamViewer, AnyDesk, с помощью которых мошенники могут орудовать на вашем устройстве как на собственном. Могут якобы для проверки или в качестве обеспечительного платежа перевести некоторую сумму денег, или даже запросить ввести цифровую команду для переадресации вызовов с вашего телефона на их номер – мол, сами сделают все что надо.
6. Ну и конечно культура речи: обратите внимание, если вместо конкретного названия банка сотрудник произносит небрежное и обобщенное «наш банк» – повторяем еще раз: сотрудники банков проходят очень хорошую школу техники звонков, их ночью разбуди – они текст выдадут правильно и без запинки.
В общем, если что-нибудь хотя бы насторожило вас в нежданном звонке – сбрасывайте его и не мучьтесь угрызениями совести, а лучше перезвоните сразу же в банк – его официальный номер для связи отпечатан на любой банковской карте с обратной стороны, размещен он и на сайте финансовой организации. Если есть возможность проверить онлайн (в большинстве своем пожилые люди привыкли везде ножками доходить), сразу же зайдите в свое приложение и убедитесь, что никакого списания не было.
Если же все-таки вас обманули – спешите в полицию: чем быстрее вы сообщите то, что знаете, тем быстрее можно будет отыскать и наказать мошенников.
И напоследок. Дорогие жители Тверской области! Если вы случайно оказались свидетелем, как пожилой человек, путаясь, пытается в банкомате что-то кому-то перевести – не сочтите за труд, помогите разобраться: возможно, вы спасете пенсионера от обманщика. Земля круглая – кто-то, возможно, точно так же не пройдет мимо и поможет вашим близким.