Федеральный закон №37-ФЗ ужесточает административную ответственность за проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах. Традиционные СМИ и сетевые издания должны уведомлять избирком о намерении размещать агитационные материалы кандидатов и публиковать расценки на этот вид услуги. Агитировать имеют право сами кандидаты, выдвинувшие их партии, а также доверенные лица кандидатов. Если говорить о наказаниях за нарушения, то в ЦИК разъясняют, что в первую очередь речь идет о спланированных, финансируемых акциях агитационного характера, оплаченных не из избирательного фонда кандидата. В то же время в безвозмездной форме агитировать за своего кандидата можно.
В документе особое внимание уделено изготовлению, размещению и распространению агиток с нарушением требований законодательства. Например, под запрет попадут материалы, изготовленные с нарушением законодательства, в том числе, если к агитации привлекут несовершеннолетних или иностранцев.
Согласно опубликованным изменениям, минимальный размер штрафов за нарушение установленных правил агитации увеличился в 10 раз. Теперь он такой: для граждан – от 5 до 20 тысяч рублей, для должностных лиц – от 30 до 50 тысяч рублей, для юрлиц – от 100 до 500 тысяч рублей. Напомним, что в предыдущей версии штрафы составляли от 500 рублей до 30 тысяч. При этом составлять протоколы о правонарушениях этого вида уполномочены сотрудники полиции, административные дела будут рассматриваться в суде.
Что касается размещения агитационных материалов в сети Интернет, то этот момент регулируется ФЗ-43, одобренным Советом Федерации 3 марта и вступившим в силу также 9 марта. Изменения, внесенные этим документом в отдельные государственные законодательные акты, будут регулировать вопросы размещения подобных материалов в интернете (агитационно-пропагандистские материалы АПМ, рекламные ролики, листовки, брошюры, баннеры и т.п.).
Как этот момент будет выглядеть на практике? В случае, если ЦИК или региональные ИК обнаружат незаконную агитацию, соответствующий избирком обратится в Роскомнадзор, где после рассмотрения, возможно, примут решение о незамедлительной блокировке через оператора связи, провайдера или владельца сайта. Ограничения будут действовать в течение всего периода агитации, во время голосования и еще пять дней с момента определения результата выборов. Однако ресурс может быть разблокирован сразу после удаления незаконного контента.