Удивительным образом ремни, на которых они поднимались с манежа, никак не ограничивали пространства. Казалось, они парят совершенно самостоятельно, что от земли их отрывают нахлынувшие чувства. И сразу вспоминался мультфильм «Дюймовочка», танец с Принцем.
Легкость, с которой кружили под куполом Пьеро и Принцесса, заслуга режиссера, а еще профессионализм артистов. Все-таки танцуя, они делали самые сложные трюки. Без страховки, а значит серьёзно рисковали. И эти трюки, да и сам номер, могли стать украшением любой, даже не сказочной программы.
Мне очень захотелось поговорить с Пьеро. Сказка не закончилась вместе с программой, хотя передо мной сидел уже не Пьеро, а Антон Дубиненко, воздушный гимнаст.
- Антон, наблюдая за вашим номером, возникало ощущение, что в цирке для вас нет ничего невозможного. Вы, наверно, родились в опилках?
- Я не из цирковой династии. И никогда о цирке не мечтал. В мыслях ничего подобного не было, хотя в Сочи, откуда я родом, есть свой стационарный цирк. Я футболом увлекался. И в цирк меня футбол привел. Мне очень хотелось иметь ТВ-тарелочку, чтобы была возможность смотреть чемпионаты всех стран. А денег не было. Пришел в цирк на работу – денег за лето поднакопить. Заработаю и уйду, подумал я тогда, но так в цирке и остался. Уже 19 лет.
- И сразу под купол? Были какие-то навыки?
- Нет, все очень стандартно. Сначала помощником дрессировщика, потом ассистент. Потом в жизни появилась акробатика. По чуть-чуть. Какие-то элементы переросли в отдельный номер.
- Любопытно, а почему тогда не стали дрессировщиком?
- Все впереди!
- То есть со временем мы сможем увидеть под куполом цирка тигра, а не принцессу?
- Легко!
- А если серьезно?
- Если серьезно, с тиграми я занимался. Ничего особенного, тем более мысли о тарелочке никуда не исчезали. Я ведь сначала их кормил, животные ко мне привыкали, а я к ним. Дрессировал тигров Мстислав Запашный. Это мой цирковой крестный, мой учитель. Он и определил мой дальнейший путь в цирке. Года четыре я отработал у него ассистентом, а потом и сам вышел в манеж. Помогал с хищниками. Потом в группе, потом сам со своим номером, как акробат.
- Выходили в манеж с тиграми. Пусть Мстислав был рядом с вами, но это же тигры!
- Страшно не было. Запашный научил меня не бояться. Правда, не у всех получалось. Со мной в цирк пришли еще ребята. Но остался только я. Конечно, я подсматривал за работой мастера и все азы дрессуры запомнил наизусть.
- А когда поняли, что цирк – это то, чем хочется заниматься?
- Зацепило сразу. И, видимо, это было понятно и окружающим, потому что Запашный предложил мне поехать вместе с группой дальше. А я еще учился в школе. Он все уладил. Написал родителям расписку, что в ответе за меня. Родители были рады: сын при деле, а не просто шляется по улицам. При настоящей работе!
- Слушайте, я вот сейчас подумал, а чего вы в спасатели не пошли подзаработать?
- В Сочи все спасатели! Место блатное, вакансии по блату.
- Одним словом, вы как поехали с Запашным, так и остались в цирке.
- Да. Сначала он ввел меня в акробатический номер, чтобы я азам обучился, но какое-то время я еще оставался его ассистентом. Потом мы попробовали клоунаду.
- Получалось сразу?
- Если в группе, то тебе все помогают. Бывает, что трюк не хотят показывать, мол, это мой номер. Но в труппе Запашного царила дружба.
- А когда появился воздух?
- Когда в труппу пришла Принцесса, моя супруга.
- Так вас в небеса любовь подняла?
- Фактически именно так. У нее тоже очень интересная цирковая судьба. Альбина в цирк из балета пришла. Мы познакомились и полюбили друг друга. Я к тому моменту уже пару лет показывал номер на ремнях. Но один. Вот и решил поднять любимую в небеса. Конечно, не сразу. Мы привыкали к высоте потихоньку. Сначала номер делали на метровой высоте. Потом высоту прибавляли. Полгода ушло до купола. Все репетиции записывали на видео. Сейчас, когда просматриваем, улыбаемся: не тянутся ноги, носки, колени торчат – смешно!
- А новые записи улыбку вызывают?
- Нет, все уже смотришь профессионально. Тут что-то нужно подправить, тут вообще изменить.
- А чувства страха нет? Все-таки работаете без страховки, а ведь всякое в цирке случается.
- Помогает доверие и любовь. Такие чувства придают уверенность. А еще есть ответственность. Друг за друга. Поэтому каждый раз, выходя на манеж, мы чувствуем волнение. Но это не страх.
- Сегодня фамилия Эрадзе – мировой бренд. Как вы к нему попали?
- В какой-то момент, еще работая у Запашного, я понял, что перестал расти. Хотелось чего-то большего, а этого большего я мог достичь только у Эрадзе. Я давно уже наблюдал за его программами и его шоу меня просто манило! Познакомился с ребятами из шоу. Приходил, смотрел, восторгался. У Запашного была супер-программа, но долгие годы ничего не менялось. Все ровно, хоть и на высоком уровне. Решение было сложным, но мы решились на этот шаг. Я очень благодарен жене за поддержку: все-таки у Запашного была определенность и стабильность. Позвонили Гие. Он сказал: «У меня место есть только в балете. В нем 27 девочек. Будешь двадцать восьмой?» Он, конечно, шутил, а друзья удивлялись. Зачем мне балет?
- А вы что в перьях выходили?
- Нет (смеется), с обнаженным торсом. Зацепились. А через год снова стали летать!
Андрей ВАРТИКОВ, фото Сергей САМЦОВ
Главные новости Твери читайте в разделе «В городе»