
Творчество Федора Степановича Рокотова открывает период блестящего расцвета русской портретной живописи второй половины XVIII века. Художник снискал себе славу написанием камерных, интимных портретов. Он первым внес в портретное искусство поэтичность и тонкий лиризм, раскрыл благородство и духовную красоту человека. Виртуозность и изящество его живописного мазка, тонкие, нежные, словно пронизанные светом из глубины, краски его картин создают неповторимое своеобразие рокотовской живописи.
Сегодня мы представляем один из шедевров художника из собрания Тверской картинной галереи. «Портрет княгини Прасковьи Ивановны Голицыной, урожденной Шуваловой (1734-1802)» – сестры покровителя Ф.С. Рокотова И.И. Шувалова, основателя Московского университета, создателя Императорской Академии художеств – происходит из подмосковной усадьбы Голицыных Петровское, устроителем которой был ее сын князь Федор Николаевич Голицын (1751-1827). Камерные портреты Рокотова, проникнутые настроениями сентиментализма, как нельзя лучше вписывались в усадебные интерьеры. Они ненавязчиво напоминали гостям усадьбы о ее владельцах и их родословной, вступая с ними в немые диалоги.
Это едва ли не первый камерный женский портрет Рокотова раннего петербургского периода и потому уникален, т.к. от этого времени до нас дошли лишь камерные мужские и парадные рокотовские портреты. Глубокий нейтральный фон на портрете превращает трактовку лица в золотистое «сфумато» – мягкую светотень. Переливы света на драгоценных украшениях, на платье создают удивительный живописный эффект мерцания, эффект трепетания тончайшей световоздушной среды, словно созвучной внутренним душевным движениям, скрытым в портрете. Исключительная динамичность кисти порождает светоносность живописной поверхности и неповторимую одухотворенность образа, ощущение тайны его внутреннего мира.
Рокотов создал свой неповторимый тип камерного портрета. Он одним из первых вывел русскую портретную живопись на европейский уровень. Его сравнивают с величайшим английским живописцем Томасом Гейнсборо. В творениях обоих мастеров представлена «история в лицах». В их персонажах, независимо от общественного положения и возраста, ощущаются богатая духовная жизнь, внутренняя независимость, незаурядность личности. Гейнсборо и Рокотов ознаменовали новый этап в развитии национальной школы портрета в каждой из стран. С ними вошли в искусство духовная утонченность и поэтизация образа, выраженные средствами живописи.
Фото: Тверская областная картинная галерея