Впрочем, слово «играла» резонно употребить и в настоящем времени. Ведь и по сей день Тверской академический театр драмы продолжает традиции, которые она развивала. Вера Андреевна принадлежит к одной из известнейших театральных семей страны, и потому вполне закономерны и так понятны такие ее слова: «Театр существует во мне властно, и полнокровно владея мною без предела. Я люблю его, принадлежу ему, обязана ему тем, что живу и вижу новый день».
В одном из интервью Вера Андреевна говорила, что ее карьера могла бы сложиться и по-другому, но волею судьбы почти вся ее жизнь прошла в Калинине – Твери. Ефремова окончила филологический факультет Саратовского университета, а затем с отличием ГИТИС, работала в Москве, Челябинске, Рязани, Ульяновске, Калуге.
В 1974 году Вера Андреевна приехала в Калинин, и возглавила драматический театр. С тех пор вся ее жизнь была связана со столицей Верхневолжья.
Надо подчеркнуть, что русская классика была основой в творчестве Ефремовой. Островский, Чехов, Толстой, Лермонтов, Горький – пьесы этих великих мастеров слова получили в постановках Ефремовой новаторские решения. Но при этом замыслы авторов, не были ею искажены, как это случается у иных режиссеров, а дошли до зрителя во всей чистоте.
В свое время роль Раневской на сцене тверского театра играла народная артистка СССР, актриса Театра сатиры Вера Васильева, которая отметила: «…чтобы любить классику и уметь ее пропагандировать, надо иметь большой талант, большое мужество и веру в нашу Россию и нашу культуру. Ведь легче всего добиться успеха путем скандала, путем искажения, путем шутейного отношения к искусству. А Вера Андреевна, не забывая того, что театр должен увлекать, всегда умела войти вглубь пьесы и через глубинное понимание преподносила спектакль».
Рассказывать о творческом наследии Ефремовой можно долго, а из воспоминаний о ней коллег и людей, которые ее знали, можно было бы составить тома книг. Но мы ограничимся лишь некоторыми фрагментами, в которых как в волшебном зеркале отражаются черты этого необыкновенного человека, сыгравшего такую значимую роль в культурной жизни Твери.
Ирина Андрианова, народная артистка России:
– Вера Андреевна – это просто подарок судьбы, счастье, которое мне выпало в моей творческой жизни. Она прекрасный режиссер, режиссер именно русской психологической школы. Она, как никто другой, умела разбирать пьесу, погружать нас во внутренний мир человека. Очень немногие режиссеры умеют так глубоко копать. Такой подробный разбор образов – это колоссальная школа для актеров.
Вера Андреевна очень точно чувствовала жанр и форму. Я помню, когда мы работали над спектаклем «Волки и овцы», она во время одной из репетиций произнесла слово «карусель». Кто-то, как на детской карусели выбирает для себя фигурку лошадки, кто-то – лисы, кто-то – волка или овечки. Такое образное видение спектакля нам очень тогда помогло – мы сразу поняли темп и ритм спектакля, и каждый актер быстро нашел свою «фигурку».
Вера Андреевна всю свою жизнь боролась за то, чтобы в труппе были разноплановые актеры, в каждой новой работе она ставила нам новые задачи и не позволяла повторяться, пользоваться наработанными штампами. Она заставляла искать что-то новое, неповторимое. Она любила актеров, любой актер со своими проблемами мог к ней прийти, и она всегда ему помогала.
Вера Андреевна мечтала, чтобы наш театр назывался театром классики, а мы мечтаем, чтобы на центральном входе в театр, между колоннами была звезда Веры Андреевны Ефремовой, звезда, которая каждый вечер встречала бы зрителей. Чтобы она зажигалась, и люди не забывали имя это человека. А мы, артисты никогда не забудем имя нашего учителя, режиссера, друга.
Евгения Голубева, актриса тверского драматического театра:
– Вера Андреевна научила меня очень важному: никогда не говори, если ты не чувствуешь, что ты не можешь не сказать. Она была глубокой и сильной личностью, удивительным человеком – по походке могла определить, что ты ей скажешь. Ты еще только входишь в ее кабинет, ты еще рот не открыла, а она уже знает, о чем ты будешь говорить.
Помню и такой интересный случай. Ефремова ставила спектакль «Елизавета против Елизаветы». Была репетиция, Вера Андреевна сидела в зале, а я неподалеку. Народная артистка Андрианова произносила на сцене монолог Елизаветы, в котором были слова, что между личной жизнью и королевским долгом героиня выбрала долг. И вдруг я слышу, как Вера Андреевна во время этого монолога тихонечко, как бы про себя, произносит: «…но предпочла режиссерский долг». Она не просто спектакль ставила, а про себя ставила.
Ефремова была человеком бескомпромиссным и хотела, чтобы мы, актеры, были максимально честными в нашей профессии. Честность в работе и в жизни была ее принципом.
Руслан Дзкуя, зав. литературной частью в 1983-1989 гг.:
– Мне довелось проработать с Верой Андреевной шесть сезонов, и за это время я, конечно, узнал ее достаточно хорошо. Самое краткое определение, которое можно ей дать, – человек театра. Именно театру принадлежала её жизнь во всей полноте – и творческая, и личная. Вера Андреевна не мыслила себя вне сцены, и, пожалуй, единственный вопрос, на который она не смогла бы ответить, – кем бы она стала, если бы не театр.
Вера Андреевна была сторонником бережного, даже почтительного отношения к русской классике. Помню, одна театральная дама, критик из столицы, морщилась: «У Ефремовой школьное прочтение Островского: что написано, то и играют, никаких неожиданных режиссерских ходов». Понятное дело, можно заставить купца Прибыткова танцевать чарльстон в панталонах с рюшами, только зачем? Вера Андреевна всегда считала, что задача режиссера – раскрыть авторский замысел, а не заменить его своим. Время доказало её правоту.
Она умела работать с актерами, знала, как вместе с ними высекать искры. У неё был непростой характер, и гнева её опасались, но, когда начиналась репетиция, все ссоры и недомолвки тут же забывались. Вера Андреевна понимала, что актёры – люди ранимые, и никогда на них не обижалась.
Евгений Петренко, журналист:
– Во время журналистской работы мне доводилось встречаться со многими замечательными людьми. Вера Андреевна – одна из них. Она была безраздельно предана театру, профессионал высшей пробы.
Не стоит забывать, что у Веры Андреевны было филологическое образование, и это открывало перед ней особые возможности. Она очень точно понимала слово, его оттенки, композиционное построение литературных произведений, и это, конечно, помогало ей в театральной работе.
***
Нередко можно услышать: заслуга Ефремовой и в том, что ее работа и работа театра давала возможность для роста зрителя. Это так, но интересно, что сама она, обращаясь к зрителям говорила: «Вы нам даете возможность играть и ставить то, что мы играем и ставим на нашей сцене».
…Театралы помнят, что среди первых постановок Веры Андреевны в нашем областном центре был «Вишневый сад» Чехова. Этот спектакль и поныне в репертуаре тверского драматического.
В качестве справки
Народная артистка России Вера Андреевна Ефремова (10 ноября 1929 – 2 июня 2021) – лауреат Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского (1982), лауреат театральной премии им. А.Д. Попова (1976), награждена орденом Дружбы народов (1990), знаком «Общественное признание» (2001), орденом Почета (2002), орденом «За заслуги перед Отечеством» 4 степени (2010).
Заслуженный деятель искусств, автор книги «Поиски сути» (1982). В 1986-1987 гг. – секретарь Союза театральных деятелей в Твери, член Совета Мира. Лауреат премии Центрального Федерального округа в области литературы и искусства за 2004 год. Лауреат Премии Губернатора Тверской области за 2006, 2008, 2009 гг. в сфере культуры и искусства.
Звание Почетного гражданина города Твери присвоено Ефремовой 27 мая 1997 года за выдающиеся заслуги в развитии театрального искусства, большой личный вклад в дело воспитания жителей города. Почетного гражданина Тверской области – 24 декабря 2004 года.
Евгений Николаев, фото предоставлены ТАТД