В Тверской области число случаев дистанционного мошенничества увеличилось. Об этом Роман Шереметьев сообщил на пресс-конференции в региональном УМВД России 26 августа. Он привел конкретные цифры: за весь 2020 год таких преступлений было около пяти тысяч, что превысило показатели предыдущего, 2019-го, года в два раза. А за семь месяцев этого года было зафиксировано 2700 фактов дистанционного мошенничества. Это, конечно, не является резким скачком, который произошел в прошлом году, но цифры останутся, очевидно, приблизительно на прежнем уровне, если оставшиеся месяцы принесут столько же случаев мошенничества «на расстоянии».
Чаще всего жулики обманывают жертв, представляясь сотрудниками банка. Непрошеный кредит, списание средств со счета – все рабочие схемы уже придуманы. Аферисты их совершенствуют, причем иногда самыми грязными способами – например, запугиваниями уголовной ответственностью за разглашение «важных данных».
К сожалению, многие из таких преступлений остаются безнаказанными, дела повисают в воздухе, потому что в игру вступают технологии, а они словно выносят действия на «нематериальный» уровень. В Тверскую область могут звонить откуда угодно, даже из очень отдаленных регионов России (недавно продлили арест жителю Бурятии, который украл у тверитянина шесть млн). Кроме того, мошенники часто украденные средства перегоняют со счета на счет, и отследить эти операции становится очень сложно.
Поэтому болезнь – а дистанционное мошенничество иначе не назовешь, настоящая язва XXIвека – легче предупредить, чем лечить. На важности профилактических мероприятий настаивает подполковник полиции Роман Шереметьев. В предупреждении дистанционного мошенничества может помочь просвещение населения, в том числе со стороны кредитно-финансовых организаций, – информирование людей о возможных преступлениях.
На видеоконференции сотрудники «Сбербанка» обозначили, какие меры нужно предпринять для защиты денежных средств на счетах вкладчиков. Если у банковского служащего возникают сомнения, что клиент операцию совершает под внешним давлением, у него должен быть четкий алгоритм действий в такой ситуации. Помощь работников банка играет ключевую роль при психологическом воздействии злоумышленника на жертву, подчеркнул Роман Шереметьев. Бдительность сотрудников «Сбербанка» спасла восемь млн рублей сбережений только за один август.
В очередной раз Роман Шереметьев напомнил, на какие человеческие черты давят мошенники. В одних случаях они играют на доверчивости и даже, может, излишней паранойе и рассказывают жертвам под видом банковских служащих о незаконных манипуляциях с деньгами. Человека в момент охватывает страх – и он выполняет все продиктованные ему инструкции. С другими людьми работает предложение обогатиться за счет инвестирования средств.
В завершение онлайн-конференции сотрудники «Сбербанка» наметили линии дальнейшего сотрудничества с правоохранительными органами.