
Прошло уже 170 лет с момента открытия Николаевской дороги, протянувшейся между Москвой и Санкт-Петербургом. Она стала третьей по счету железной дорогой в Российской империи, но вместе с этим – первой двухпутной. После ее строительства отрасль железнодорожной промышленности получила новый толчок к развитию. Один из первых участков Николаевской дороги был проложен на территории Тверской губернии – от Твери до Вышнего Волочка, подчеркивает Игорь Руденя.
Нельзя, конечно, не отметить, что это был очень тяжелый, изнуряющий труд. К работам на Николаевской дороге привлекались крепостные и государственные крестьяне. Многие из них гибли при строительстве – именно им посвящено стихотворение Николая Некрасова «Железная дорога», наполненное трагизмом и чувством безвыходности. Развитие железнодорожной инфраструктуры достигалось большими жертвами.
Свое имя в историю железнодорожной отрасли в России вписал князь Михаил Хилков, родившийся в Бежецком уезде Тверской губернии. Он-то и стал инициатором праздника. Интересно, что связано его имя не только с российскими железнодорожными сетями. В 1864 году он, большой любитель путешествовать, отправился в Америку, где служил в англо-американской компании по строительству Трансатлантической железной дороги. Причем начинал он как простой рабочий. По возвращении в Россию он служил начальником пути на Курско-Киевской железной дороге, потом судьба его привела на Московско-Рязанскую дорогу.

В заслугу Михаилу Хилкову ставят бесподобную организацию строительства южной ветки Транссибирской магистрали – Китайско-Восточной железной дороги, которая станет впоследствии предметом политического интереса разных государств: то Японии после русско-японской войны, то Китая.
Быстрое и успешное развитие железнодорожных путей обеспечило проведение индустриализации в молодом Советском Союзе, считает Игорь Руденя. Экономика СССР буквально зиждилась на железнодорожной отрасли. Во время Великой Отечественной войны город Бологое Калининской области стал единственным объектом, не захваченным от Москвы до Ленинграда на железной дороге.
Сейчас в Тверской области железные дороги протягиваются в общей сложности на две тысячи километров. Развита железнодорожная промышленность: Тверской вагоностроительный завод обеспечивает Россию и другие страны вагонами, аналогов которым нет нигде в мире, производятся детали для строительства вагонов на таких предприятиях, как КСК. Действуют в Тверской области 104 железнодорожных станции.