В соответствии с законом о самоконтроле социальных сетей (№ 530-ФЗ), вступившим в силу с 1 февраля 2021 года, в конце сентября Роскомнадзор предупредил о формировании реестра социальных сетей. А интернет-площадки теперь обязаны сами выявлять и блокировать запрещенную информацию, не дожидаясь, когда ее отмониторят специалисты проверяющей федеральной службы.
Надо сказать, что благодаря этому закону ожидается оперативное решение проблем. Раньше пока надзорные органы выявят опасную информацию, пока соберут доказательства, чтобы представить их в суд и в Роскомнадзор, – пройдет «вечность», во время которой еще неизвестно, сколько людей опосредованно пострадает, пока не заблокируют либо не удалят ресурс или пост экстремистски настроенного человека, либо тех же социально опасных треш-стримов.
На сегодня нововведения должны способствовать как можно более скорому удалению такого опасного контента. Предполагается, что соцсети, взявшие на себя приятную функцию «коннектить пипл», в состоянии вовремя отреагировать на ситуации, когда от скорости реакции их внутренних служб будет зависеть безопасность граждан. Для этого им в руки и дается такой инструмент, как закон о самоконтроле.
Немного расшифруем, что включает в себя этот закон. Во-первых, те самые Правила социальных сетей, которые при регистрации никто, как правило, не читает. Но размещать их надо, чтобы было что предъявить в случае, если эти самые правила будут нарушены – как говорится, незнание закона не освобождает… Во-вторых, счетчик посещаемости – он нужен не только маркетологам, SEOшникам, и владельцам сайтов для удовлетворения собственного эго, но и в случае, если потребуется определить, сколько конкретно людей могло подвергнуться воздействию опасного контента. В-третьих, теперь обязательно наличие электронной формы для обращения пользователей о том, что выявлена какая-то противоправная информация, и, соответственно, ежедневный отчет о рассмотрении подобных обращений – они не должны пропадать втуне. Попробуем хотя бы на секунду предположить, что было бы, если бы о сдвигах по фазе того же пермского (или казанского) стрелка стало известно вовремя?! Как много хороших людей могли бы жить и жить!
Еще одна обязанность интернет-площадок – информирование пользователя о каких-либо ограничениях к его контенту (ну, тут мы можем наблюдать в «Фейсбуке» подобное – Цукерберг ввел за правило и блокировать, и указывать на несоответствие политике сайта гораздо раньше, с тех пор как правительство США потребовало от него, как от владельца, сделать так). Вообще, хочется сказать, что полезно покопаться в настройках и уж точно полезно читать «инструкцию» прежде чем дров наломаешь: как говорится, предупрежден – значит вооружен.
Еще одна обязанность – соцсети должны вовремя реагировать на предписания Роскомнадзора. И это касается не только блокировки каких-либо данных или постов, но и противоположного результата – разблокирования (в истории самой современной России уже есть прецеденты, когда по предписанию Роскомнадзора принимались меры по разблокировке определенных несправедливо «забаненных» ресурсов, страниц или каналов). При этом в ведомстве обещают регулярно актуализировать информацию: на РКН-сайте уже создан специальный раздел, где представлена общая информация по закону (обязанности сторон, требования, приказы, рекомендованные счетчики), данные о нахождении ресурса в соответствующем реестре, а также сервисы для владельцев и пользователей социальных сетей.
На данный момент в реестр включены основные соцсети: Facebook, Twitter, Instagram, TikTok, Likee, Youtube, «ВКонтакте» и «Одноклассники». Их владельцы уже извещены об этом. Как и о том, что отныне владельцы (или их законные представители) интернет-ресурсов смогут перейти в личный кабинет для дальнейшего взаимодействия с Роскомнадзором, в том числе касательно оценки противоправности контента и необходимости его удаления. Рядовые пользователи не оставлены на произвол судьбы – им также предоставлена возможность использовать горячую линию, подавать обращения (как о блокировании, так и о разблокировании) и задавать вопросы вообще о взаимодействии с соцсетями.