
В Жарковском районе Тверской области суд решал, что делать с местной жительницей, обязанной по суду выплачивать алименты на содержание дочки и не перечислившей на эти цели ни копейки. Из предыстории: 34-летняя женщина была привлечена по ч.1 ст.5.35.1 КоАП РФ за неуплату алиментов, и тем не менее с августа прошлого года по январь нынешнего вела праздный образ жизни – официально на работу не устраивалась, чтобы у нее не вычитали из зарплаты, а на собственную разухабистую жизнь каким-то образом средства добывала. И при этом ни копейки не было перечислено ребенку, из-за чего к январю образовалась задолженность более 61 тысячи рублей.
О том, что непреклонность в этом вопросе ее до добра не доведет, «стрекоза» думала в последнюю очередь. Ну что ж, ей об этом напомнили самым решительным образом. Неоднократная неуплата без уважительных причин в нарушение решения суда средств на содержание несовершеннолетнего ребенка наказывается по ч.1 ст.157 УК РФ.
Учитывая мнение прокурора, защищавшего интересы несовершеннолетней девочки, суд признал подсудимую виновной и назначил ей наказание в виде исправительных работ сроком на полгода. В течение этого времени у нее из зарплаты будут удерживать 5% в доход государства.
Надо сказать, что в прокуратуре особо отметили, что подсудимая лишена родительских прав в отношении своего ребенка. И нам в этой связи хочется остановиться на двух моментах, прояснить их с точки зрения закона специально для тех, кто попал в схожую ситуацию.
Во-первых, такая мера, как лишение родительских прав, не освобождает человека, давшего ребенку жизнь, от обязанности по содержанию несовершеннолетнего. Да, с того самого момента, как прозвучит это решение суда, горе-родитель отстраняется от участия в воспитании, даже если он внезапно одумается и начнет передавать своему наследнику свой горький опыт, чтобы тот избежал повторения чужих ошибок. Мы не оговорились: лишение родительских прав не влияет на возможность в будущем получить имущество биологического родителя в порядке наследования – его право на обязательную долю в наследстве сохраняется.
Тем не менее, для чего опекуны или законные представители несовершеннолетнего инициируют столь суровую запись в скрижалях? Вот тут настало время второго разъяснения. Лишенный родительских прав родитель (в данном случае неважно, мать или отец) в фейерверке своих событий может вообще забыть о существовании ребенка, на протяжении долгих лет не участвовать в воспитании, не помогать с продуктами и одеждой, не давать денег.
Он может вести разгульный образ жизни, ежедневно растрачивая собственное здоровье и материальное благополучие в окружении друзей-приятелей. Может не работать, или работать от случая к случаю, что в результате приведет к минимальной социальной пенсии, на которую, как мы знаем, фактически не прожить. Кто пробовал?
В отдельных случаях такой родитель изредка проявляет интерес к своему ребенку и до того, как он успеет вырасти. Видеться с детьми они могут только в том случае, если ребенок или проживающий с ним второй родитель (бабушки-дедушки, опекуны или законные представители) не против. В некоторых случаях зов крови силен, и ребенок зачастую дает шанс своему горе-родителю, помня, что он родной.
Но все когда-нибудь заканчивается, и нередки случаи, когда постаревший, никому не нужный инвалид внезапно вспоминает о том, что у него подросли дети, и пытается «заработать» на этом. Охваченный родительскими чувствами человек начинает требовать алиментов на свое содержание. И вот тут-то как раз и срабатывает защита: по закону лишенные родительских прав отец или мать не имеют права в будущем требовать с подросших детей алиментов на свое содержание.