
Псевдоправославные религиозные течения легко распознаются как подделка под православие. Например, «Православная церковь Божией Матери Державная», называемая чаще богородичниками, до недавнего времени владеющая храмом на улице Ротмистрова в городе Твери.
Несмотря на то, что в названии стоит «православная», даже при беглом изучении мы можем понять, что сущность этой секты не соответствует названию. Богородичники верят в то, что их руководитель, Иоанн Бреславский, получает откровения Богородицы, при этом их вероучение и обряды совершенно не соответствуют православной традиции.
Более того, они называют своего основателя Иоанном Богомилом, который черпает мудрость «катаров, богомилов, христоверов, тамплиеров, божеств и пантеонов непорочных цивилизаций».

Если с богородичниками всё становится ясным довольно быстро, то другие псевдоправославные течения бывают трудноразличимыми. Среди них имеется достаточно много групп, которые с трудом удается оценить как неправославные религиозные движения, особенно современным обывателям, не сведущим в религиозных вопросах. Такие группы нередко кажутся самобытными православными общинами, порой даже более благочестивыми, чем многие православные. Однако имеется целый ряд признаков, позволяющих их идентифицировать.
Во-первых, они проповедуют усиленные ожидания «конца света»; уверенность в том, что антихрист уже явился в этот мир или явится в скором времени. Такие настроения восходят к умозаключениям раскольников XVII века, веривших в то, что наступили «последние времена» и что антихрист уже царствует на земле; подобная вера была очень сильна в раскольничьих кругах. Такого рода НРД периодически встречаются в колонках новостей – например, «пензенские затворники», которые в октябре 2007 г. ушли в пещеру, ожидая в следующем 2008 г. конца света.
Во-вторых, сектанты категорически не приемлют СНИЛС, ИНН, боятся тайного «чипирования» и штрих-кодов. Они Твердо убеждены в том, что в них содержится указанное в Откровении Иоанна Богослова число зверя – 666. На деле это проявляется в отказе получать паспорт, покупать продукты со штрих-кодом, а также в отказе от любых форм электронных документов.
В-третьих, псевдоправославные секты канонизируют кого попало на свое усмотрение. Здесь же следует отметить непомерное поклонение тому или иному святому, признанному церковью. Прежде всего самовольной канонизации подвергается целый ряд исторических деятелей: Ивана Грозного, Григория Распутина, И. Сталина и других.
В интернете мы легко можем найти группу под названием: «СВЯТОЙ Благоверный ПРАВИТЕЛЬ Русского Народа Иосиф Виссарионович СТАЛИН», которая утверждает: «И. В. Сталин был истинный раб Божий и за свои деяния удостоился у Господа награды на Небесах». Упомянув о чрезмерном поклонении святым, признанным РПЦ МП, следует иметь в виду главным образом учение о «царе-искупителе» Николае II, который якобы искупил грех всего русского народа.
Далее отметим чрезмерно почтительное отношение к старцам, напоминающее поклонения гуру в восточных культах. Известно, что с давнего времени в православии существует институт старчества и духовного наставничества, однако в большинстве псевдоправославных сект из старца или старицы, по сути, творят идола, слово которого выше Евангелия, указания которого важнее епископских. Всё в подобных группах строго подчинено старцу, каждый шаг в любой области жизни нуждается в его благословении, в его указаниях, которые нередко противоречат здравому смыслу и законам РФ. Ярким примером сегодняшнего дня является бывший схиигумен Сергий Романов, который, позиционируя себя защитником православия, встал на путь раскола и неподчинения светским властям, увлекая за собой своих почитателей, слепо и бездумно верящих ему.
Необходимо добавить, что вышеперечисленные искажения православия могут культивироваться как в организованных сектах, так и в группах существующих внутри церкви, но имеющих свои взгляды на догматику, организационные вопросы, богослужебные традиции.

Одним из примеров, на мой взгляд, такой внутрицерковной группы в Твери является «Преображенское содружество малых братств», называемые в быту «кочетковцами». Это движение, формально находясь в границах церкви, имеет ряд взглядов, (и современный русский язык богослужения это лишь одно из этого ряда) которые противопоставляют их основной массе православных, противопоставляет настолько, что это привело год назад к стихийным выступлениям тверских прихожан против присутствия кочетковцев в храмах города.
Представители этой группы утверждают, что они действуют в рамках церкви и богословских традиций, однако сейчас богословские взгляды их основателя священника Г. Кочеткова и вводимые им богослужебные практики разбираются комиссией патриархии на предмет их соответствия учению и традициям РПЦ МП.
Безусловно, псевдоправославные секты опасны, прежде всего, своим подобием православной религии, к которой причисляет себя большинство россиян. В своих учениях такие движения опираются главным образом на религиозную неграмотность людей, на незнание основ православия, на всевозможные страхи, на свойственное русскому человеку чувство вины, на гордыню, на чувство исключительности, на культивируемое в некоторых СМИ недоверие к официальной иерархии и священноначалию церкви.
Андрей БЕЗРУКОВ, теолог, преподаватель ТвГУ