На мероприятии обсуждали, как популяризировать народное творчество, как сделать данную сферу максимально привлекательной для населения, в том числе подрастающего поколения. Поприветствовала всех присутствующих министр культуры Тверской области Ксения Глинка. Она рассказала о традиционных тверских ремеслах и подчеркнула, что народное творчество – богатейшая часть богатейшего культурно-исторического наследия страны. «Сегодня мы должны сделать все необходимое для возрождения и развития народной культуры. В наше непростое время очень важно стараться изо всех сил сохранять эту ниточку памяти и нашу самоидентификацию, когда есть огромная опасность растратить себя, забыть, кто мы, раствориться в чужой культуре, активно насаждающейся», – сказала Ксения Глинка.
Это действительно так: хоть народные промыслы и популярны в узких кругах, прежде всего ученых-фольклористов и деятелей культуры, в общем и целом они, к сожалению, остаются оттеснены чем-то популярным, массовым. Почетным гостем сессии стала гендиректор Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» Ольга Галактионова. Она сообщила: в данный момент достаточно много производителей готовы предложить предметы народного промысла покупателю, однако спроса нет, несмотря на то что само по себе народное творчество кроет огромный потенциал. Не последнюю роль играет то, что многие другие культурные феномены составляют серьезную конкуренцию.
Меж тем не стоит забывать, по словам Ольги Галактионовой, в том числе о том, что народные промыслы – это также, кроме искусства, экономика. Данный сектор, активно развивающийся, дает высокую добавленную стоимость: в структуре себестоимости продукции большая доля творческого труда – не вложений.
Осложняет ситуацию существенный недостаток молодых кадров. В Тверской области есть образовательные учреждения, где готовят мастеров: это Калязинский колледж, Торжокский педагогический колледж имени Бадюлина (в нем, в частности, учат знаменитых золотошвей). Об этом в своем докладе рассказала начальник отдела профессионального образования управления общего и профессионального образования регионального минобра Нелли Гайдухина. Проблема заключается в том, что далеко не все в итоге, даже получив соответствующие навыки, идут трудиться по специальности. Присутствующие сошлись во мнении, что прививать любовь к народным промыслам необходимо еще с детства, когда ребенок ходит в детский сад и обучается в школе.
Ольга Галактионова привела интересный пример практики, которая применялась в России в нулевых годах: ремеслами целенаправленно занимались с ребятами из детских домов – в результате, покидая стены учреждений, они уже обладали хорошими знаниями и умениями, чтобы работать в конкретной отрасли. Но закрепления эта практика, увы, не получила, хотя точечно ее и по сей день могут реализовывать сами предприятия, желающие дать детям возможность стать профессионалами в определенной области уже достаточно рано.
Директор ООО «Лучинушка» Ольга Ковалева обозначила еще одну проблему. Интернет, от которого в информационную эру никуда не сбежать, может формировать искаженные представления о ремеслах. Следовательно, важна не только популяризация, но еще и глубокая просветительская работа. Увы, русский народный стиль из-за той же массовой культуры нередко стал ассоциироваться с так называемой «клюквой», к реальности не имеющей никакого отношения. В противовес этому можно как раз привести в пример «Лучинушку», которая еще с самого начала своей работы в 1994 году при создании вещей опиралась на подлинные материалы, собранные у хранителей народного богатства – жителей деревень и сел. Кроме того, порой люди просто не знают, как пользоваться тем или иным предметом и все равно распространяют о них информацию в сети.
Продукцию присутствующим представили гендиректор АО «Торжокские золотошвеи» Сергей Чувашов, гендиректор компании «Конаковский фаянс» Валерий Солонбеков. О том, как внедряются мероприятия, связанные с народными промыслами в туристическую отрасль, подробно рассказала замминистра туризма региона Надежда Выскубова. Активно используются предметы ремесел, информация о них в экспозициях филиалов Тверского государственного объединенного музея – его гендиректор, Ирина Репина, показала это на примере Музея тверского быта. Причем, чтобы заинтересовать гостей, задействуется мультимедийный формат.
Чтобы вывести народные промыслы на качественно новый уровень, нужно грамотно интегрировать их в современность – это одна из ключевых мыслей всей сессии. Ольга Галактионова считает, что достаточно консервативную отрасль необходимо «расшевелить». Не все современное плохо, и это обязательно следует использовать – без этого невозможно представить приток той же молодежи в сферу. Народное творчество должно стать модным и быть коммерчески эффективным, требуется работать с ним как с брендом. «РОСИЗО» участвует в организации самых разных мероприятий для продвижения народных промыслов – это и проведение выставок, и налаживание коммуникаций и многое другое. Ольга Галактионова выразила готовность сотрудничать с Тверской областью в дальнейшем.
Юлия РОЖКОВА, фото Сергея САМЦОВА