История про уличную цветочницу Элизу Дулиттл, темную, необразованную и разговаривающую на кокни (лондонском диалекте низов), встретившую профессора фонетики Хиггинса и с его помощью взмывшую на социальном лифте в высшие сферы лондонского общества, популярна у публики. Так что актриса и режиссер Тверского театра Светлана Филатова выбрала подходящий объект для постановки. Спектакль перекликается с новогодним представлением театра – сказкой «Золушка». Элиза Дулиттл – в сущности, та же Золушка, скакнувшая, по-русски говоря, из грязи в князи.
Постановка достаточно скромная – декорации составляют лишь кресла и стулья из богатых запасников театра, да декорированные тканью колонны. Антураж Лондона и бала показан с помощью проекции на экране. Художник-постановщик Николай Юдин изобретательно и экономно перенес действие в Лондон прошлого века. Этой цели способствуют наряды героев. Художник по костюмам Ирина Подосенкова, как всегда, на высоте. Особенно впечатляет преображение Элизы Дулиттл. Из замарашки в джинсах, майке с портретом Одри Хепберн, растянутом трикотаже и бейсболке она превращается сначала в скромную, но приличную девушку, затем практически в принцессу (или невесту – платье белое).
В главной роли занята актриса Евгения Голубева. У нее не так много больших ролей и роль Элизы ей очень подходит. Евгения обладает ярко выраженным комедийным дарованием и кажется, что Элиза Дулиттл – это она и есть. Судя по постановке, главной задачей профессора Хиггинса было укрощение буйного темперамента ученицы, а вовсе не обучение девушки тонкостям произношения.
Но укротить Элизу невозможно. В финальных сценах мы видим, что перевоспитанная Элиза научилась держать в обществе рот на замке, но очевидно, что огонь лишь утих, но не погас.
Профессора Хиггинса играет Никита Березкин. Он тоже отнюдь не сухарь, каким у нас любят представлять британцев. Так что пара ученик-учитель вполне гармоничная. К слову, любовную линию режиссер не показывает в качестве главной. В финале спектакля прекрасная Элиза просто берет своего Творца за руку, а у него нет сил и возможности сопротивляться.
Полковника Пиккеринга играет Алексей Великотный, его персонаж терпелив и великодушен. Ярок мусорщик Дулиттл в исполнении народного артиста Владимира Чернышова. Он и в первом своем обличье значителен, а преобразившись внешне – белый цилиндр, белый сюртук, он и вовсе становится великолепен и под стать своей обновленной дочери.
В спектакле занято десять актеров – довольно много для малой сцены. Кроме уже названных артистов, в «Пигмалионе» играют Татьяна Лугачева (экономка), Иоланта Мельникова (дама из высшего общества), Анжелика Панкова (ее дочь), Константин Василенко (ее сын), Евгений Романов (лингвист). На сцену также выходит сама Светлана Филатова в роли матери Хиггинса.
Есть ли у спектакля мораль? Трудно сказать. Тверской «Пигмалион» можно смотреть просто так, в качестве релаксирующего зрелища, наблюдая далекие по месту и времени страсти. Можно подивиться тому, что в то время как в наши дни от королевской семьи откололся кусочек из принца Гарри, его американской жены Меган и младенца, да и сама Великобритания самоотделилась от Евросоюза, в российской провинции показывают героев, стремящихся войти в элиту общества.
Ближайший показ «Пигмалиона» намечен 5 февраля. В театре на подходе новая комедия, на этот раз музыкальная. Премьеру готовит к празднику Восьмого марта режиссер Александр Павлишин. Парадокс: театр драмы перешел на постановки комедий. Исключения редки.
Марина ШАНДАРОВА, фото автора
Главные новости Твери читайте в разделе «В городе»