
О прекращении работы агрегатора в России сообщили федеральные издания, включая «Известия». В число претензий к сервису Didi со стороны китайских регуляторов, которые легли в основу решения об уходе с рынка, были нарушение принципов конкуренции, отсутствие прозрачного механизма установления цен, отправка заказов водителям без документов, нарушение порядка труда и отдыха. Сообщается, что у российских властей претензий к работе сервиса не было. Но это у властей. Что касается конечных потребителей – тут большие вопросы.
У себя в Китае Didi Chuxing включил в свою деятельность бизнес вызова такси, каршеринг (краткосрочная аренда автомобиля), райдшеринг (сервис для попутчиков), заказ автобусных перевозок и другие сервисы, выкупил китайское подразделение Uber. В России агрегатор представляла «дочка» – компания «Диди мобилити рус»: начав с 15 поволжских городов, в 2021 году «китайцы» работали уже в 38 городах и планировали нарастить свое присутствие уже в сотне, включая обе столицы. Но не смогли. Судя по отчетности за 2020 год (данные по 2021 году еще не опубликованы) выручка составила 183 тыс. рублей, а убытки – 703, 45 млн. Таковы итоги взаимодействия самого агрегатора, его 5 млн зарегистрированных пассажиров и 100 тысяч водителей-партнеров.
Считается, что проблемы материнской компании (устойчивое падение стоимости ее акций на мировом рынке) привели к проблемам в российской «дочке» – в первую очередь был сокращен штат аж на 90%. Компания не снизошла до комментариев, но пользователи увидели это наглядно – в приложении. И нам, например, неоднократно приходилось отменять поездку только по той причине, что водителей оказывалось слишком мало, и время ожидания, пока агрегатор подберет свободный автомобиль, доходило до 15 минут и больше. К слову, с другими агрегаторами и службами такси такого не наблюдалось.
Итак, китайцы получили по сусалам, несмотря на уверенный заход и демпинг, которым откровенно пытались подкупить российских водителей и пассажиров. При запуске была слишком низкая комиссия за подключение водителей к сервису (5%) против 10 у «Яндекса» и 8-9% у «Ситимобил», поездки по промокодам, когда за полтинник можно было добраться из Южного в центр. Неудивительно, что в конце концов агрегатором заинтересовалась ФАС (с той оговоркой, что для этого понадобилось обращение директора сервиса заказа такси «Максим» Шушарина). Он заявил о грязной конкуренции – установке ниже низкого цен на поездки, доплаты водителям-партнерам и переманивании клиентов. Однако, несмотря на изложенные факты, такой китайский финт ушами устроил антимонопольную службу – нарушений в работе Didi она не нашла, спустив на тормозах жалобу российского бизнесмена. Зато его поддержал Арбитражный суд Москвы. Но это уже совсем другая история.