20 мая в Твери в отеле «Оснабрюк» проходил региональный форум «Обеспечение безопасности дорожного движения: взаимодействие государства, бизнеса и общества». Как можно понять из названия, форум посетили представители власти, полиции, судейского сообщества, бизнеса, а также общественники, юристы и архитекторы. Общение между представителями настолько разных сфер было сосредоточено, по сути, на одном вопросе: как сделать города безопасными и удобными для всех россиян? И, конечно, на первом плане для участников форума была наша Тверь.
Беседу, посвящённую прогрессивным решениям и практике в обеспечении БДД, модерировал председатель Общественной палаты столицы Верхневолжья Вадим Рыбачук. Он сразу же задал направление и обозначил цели сессии:
– Нас слишком много – участников движения. Мы должны быть максимально ответственными не только перед собой, но и перед людьми, что едут рядом с нами, идут рядом с нами. Проблема смертности на дорогах глобальная. Тысячи людей гибнут и получают травмы.
По словам Вадима Рыбачука, сейчас наша страна стремится к нулевой смертности на дорогах, а один из инструментов в достижении этой цели – проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Как отметил спикер, за последние семь лет показатель смертности в ДТП уменьшился в 3,5 раза, и за это время Россия прошла большой путь, который за рубежом зачастую занимал больше времени.
В ходе этой беседы, мнениями касательно безопасных дорог и удобных городских пространств обменивались специалисты-проектировщики представители исполнительной власти, полиции, бизнеса и общественники.
Так, глава регионального УГИБДД Дмитрий Арзанов рассказал, что для того, чтобы обезопасить дороги, нужен, в том числе, комплексный подход по профилактике ДТП. Он включает в себя и беседы с людьми всех возрастов – от дошколят до пенсионеров. Полицейский подробно объяснил принципы работы системы АИУС ГИБДД, в которую попадают все происшествия на дорогах общего пользования. У карточки каждой аварии более 200 полей, многие из которых анализируются и, в случае наличия каких-либо недочётов, приведших к ДТП сейчас или угрожающих авариями в будущем, они, конечно, исправляются.
Полковник полиции также посетовал на очевидный казус в российском законодательстве, благодаря которому люди, использующие так называемые «средства индивидуальной мобильности» (моноколёса и пр.), по ПДД считаются пешеходами. Вадим Рыбачук даже обратился к присутствующим юристам с предложением написать диссертацию на эту тему и назвал ситуацию с СИМами «парадоксом юридической системы».
Затем от лица Правительства Тверской области речь держал замминистра транспорта Сергей Верхоглядов. Он, в частности, отметил, что вопросы строительства новых дорог и ремонта старых путей в регионе лично держит на контроле губернатор Игорь Руденя. По его словам, безопасность в этом вопросе – главное требование. Также Сергей Верхоглядов рассказал о «современных тренажёрах по последнему слову техники», которые были закуплены для обучения детей правильному передвижению на велосипедах. Эти тренажёры, к слову, ездят по всей области. Замминистра регионального правительства затронул и вопрос общественного транспорта: в последнее время стало меньше ДТП с автобусами, перевозящими людей, а водители, которые на них работают, проходят очень строгий контроль. Абы кому за руль синего автобуса не попасть.
В свою очередь, главный архитектор проектов Студии транспортного проектирования из Москвы Иван Иванов озвучил своё видение критических точек на карте Твери. По его словам, в нашем городе он всего в третий раз, но что-то для себя отметить всё же успел. Ивана Иванова несколько удивили нерегулируемые переходы через шесть полос на Советской улице и широкий Тверской проспект, который упирается в четырёхполосный Новый мост. Он также выразил мнение, что нашему городу, возможно, нужен переход через всё тот же Тверской проспект с одной стороны бульвара Радищева на другую.
Дарья Румянцева из центра развития экономики малых городов наверняка стала главным бенефициаром этой встречи. После её рассказа о том, чем она занимается с коллегами (в том числе, встречи с людьми, проектировка пространств на основе их пожеланий), Дарью пригласили в общественный совет при областном Минтрансе. Были, однако, и любопытные высказывания в духе: «Идти на поводу у людей нельзя». Они касались, в частности, бесконечных «зебр» на дорогах. С дамой согласился и начальник областного УГИБДД Дмитрий Арзанов: «Удобно – не всегда безопасно».
К этому моменту, по сути, завершился полноценный диалог между представителями власти, специалистами по проектировке и дорожными полицейскими. А что же бизнес, который, к тому же, было указано «не кошмарить»? Сегодня в век высоких технологий и развивающегося семимильными шагами искусственного интеллекта, последний должен работать на людей и спасать их жизни, предотвращая несчастные случаи.
Виктор Буряков, представлявший проект «Умный город» от ПАО «Мегафон» рассказал о том, что им удалось реализовать на самом западном краю нашей Родины – в Калининградской области. Благодаря аппаратно-программному комплексу там удалось создать единую информационную среду, важную как для обывателей, так и для силовых структур и спасателей. Представитель «Мегафона» отметил, что не только качество дорог и их обустроенность влияет на количество аварий:
– Уровень напряжённости в обществе, уровень стресса – он также влияет на безопасность движения. За рулём сидит пока живой человек со своими настроениями и так далее. Поэтому социально-политическая ситуация в регионе, субъекте, также влияет на безопасность.
По словам Виктора Бурякова, проект «Умный город» в Калининградской области реализовывался комплексно ввиду проведения в городе матчей Чемпионата Мира по футболу в 2018 году и того, что Калининград – «прифронтовой город». Так, с помощью технических средств, установленных в прибалтийском анклаве Российской Федерации, можно не только прогнозировать вероятность ДТП, но и выявлять тренды, популярные в обществе за счёт анализа соцсетей. В этом, в частности, помогает система «Avalanche», которая, как отметил специалист, аналогична американскому «Palantir».
Одним из преимуществ подобного комплексного подхода Виктор Буряков назвал то, что «умные камеры», скорее всего, помогли бы избежать трагедии, недавно случившейся в казанской школе. Они бы вычислили человека, идущего по улице с оружием, и, вероятно, передали бы сигнал ближайшим нарядам полицейских.
Когда микрофон дошёл до директора центра развития городской среды из Южно-Сахалинска Василия Вишневского, он рассказал о своей работе уже на восточном краю нашей страны. Работу эту, к слову, поначалу называли «европопулизмом». Так на Востоке оценивали, например, установку островков безопасности по зарубежным образцам. Вместе с тем, Василий Вишневский и его коллеги попытались изменить отношение людей к смертельной статистике на дорогах – цифры, обозначающие количество погибших, состояли из их имён. Наверняка многие жители Твери и области крепко задумались, увидь они такое. Кроме того, спикер поделился опытом взаимодействия с местными властями: акцент был сделан, в том числе, и на финансовых потерях региональных бюджетов от ДТП.
Затем, после небольшой паузы, проблемы безопасности дорожного движения обсуждали уже юристы – судьи, адвокаты, сотрудники Прокуратуры и ФССП. После часовой лекции Ивана Иванова о проектировке удобных и, главное, безопасных улиц, форум завершился подведением его итогов. Возможно, что-то из озвученного во время бесед, уже в ближайшее время войдёт в будни тверских обывателей.
Пётр КОВЕЛЬ, фото Сергея САМЦОВА