В Государственной думе на будущей неделе во втором чтении собираются рассмотреть внесение поправок в законопроект №130406-8, внесенный 25 мая 2022 г. депутатами Василием Пискаревым, Эрнестом Валеевым, Андреем Картаполовым, Андреем Красовым и Анатолием Выборным. В пояснительной записке сообщается, что проект разработан для «защиты национальных интересов Российской Федерации» и предусматривает серьезное ужесточение за ряд преступлений. Например, что переход на сторону противника в вооруженном конфликте хотят приравнять к госизмене (ст.275 УК) и предусматривает санкции от 12 до 20 лет лишения свободы. Первое чтение прошло 14 июня (за – 341, против – 2, воздержались – 44).
Ст. 282.4 УК предусматривает возмездие за пропаганду, демонстрирование, изготовление и распространение нацистской символики и символики экстремистских организаций. Наказание: штраф от 60 тыс. до 1 млн рублей (или в размере з/п за 2-3 года); обязательные работы – до 480 ч.; исправительные работы – от 1 года до 2 лет; принудительные работы – до 4 лет; лишение свободы – до 4 лет. Мера будет применяться, если ранее гражданин уже привлекался к административной ответственности, но уроков не извлек.
Ст. 283.2 УК предполагает наказание за несанкционированный выезд за границу гражданина, допущенного к гостайне, или пересылку за рубеж носителей с информацией, составляющей гостайну. Предусматривается штраф от 200 тысяч до 500 тысяч рублей, до 3 лет лишения свободы – за выезд, до 4 лет – за пересылку носителя информации. Если в составе группы – то срок лишения свободы может составить от 3 до 7 лет.
Ст.274.2 УК – за злостное нарушение правил установки, эксплуатации и модернизации технических средств противодействия угрозам устойчивости интернета в Российской Федерации и нарушение условий пропуска трафика через них. Наказание: штраф от 700 тысяч до 1,5 млн рублей; исправительные работы сроком до 1 года; принудительные – до 3 лет; лишение свободы – до 3 лет. Меру предполагают применять, если предыдущее наказание по административной статье не возымело воздействия.
Если с пропагандой нацизма более-менее все понятно, то что относится к гостайне рядовым обывателям, которые о ней зачастую имеют очень приблизительное представление, не очень ясно, а разобраться хочется. Попробуем помочь. В прошлом году российское правительство утвердило новые правила, согласно которым сведения, представляющие государственную тайну, ранжируются по степеням своей секретности. Градация эта зависит от тяжести ущерба, который может быть нанесен государству в случае несанкционированного распространения засекреченной информации. (Многие сейчас вспомнят грифы, сопровождающие те или иные документы, показанные в тех же популярных «шпионских» кинолентах.)
«Особо секретно»: информация о военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности (если ее распространение может нанести ущерб всей стране). Несанкционированный выезд «на отдых» носителю информации по первой форме секретности запрещен в течение 10 лет с момента последнего включения в сведения.
«Совершенно секретно»: перечисленные выше данные, распространение которых принесет ущерб не всей стране, а «лишь» одному госоргану или одной отрасли экономики. Выезд за границу запрещен до 5 лет со дня последнего доступа.
«Секретно»: иная информация, составляющая гостайну. Закон о государственной тайне, в частности его ст.24, гласит, что ограничения для носителей гостайны могут касаться права на выезд за границу, право на неприкосновенность частной жизни (во время проверки), и вероятного увольнения, если работнику по каким-то причинам отказано в работе с гостайнами. Выезд согласовывается с вышестоящим руководством.
Что касается выезда за границу, то командировкам этой категории граждан в рамках международного сотрудничества препятствовать никто не будет. Тем не менее, надо понимать, что все их выезды осуществляются после согласования с сотрудниками отдела ФСБ, курирующего сферу, представителем которой является командировочный.
Как понять, кто подпадает под действие этого закона, ведь совершенно очевидно, что не все граждане России включены в гостайну. Поправки являются сигналом для тех, кто уже находится на госслужбе: государственные гражданские служащие, военные, сотрудники правоохранительных органов. Для обобщения: гражданские работают в Госдуме, они сотрудники федерального или регионального правительства, министерств различных уровней, налоговики, прокуроры и судьи, полиция, депутаты, работники администрации; военные – военнослужащие, сотрудники национальной гвардии, разведки, ФСБ, госохраны, пожарной службы, военной прокуратуры, военного следственного комитета и т.п.
Да, осталась нерассмотренной еще одна степень секретности – самая глобальная, касающаяся информации государственной важности. К ней доступ имеют президент России, премьер-министр, генпрокурор, руководитель администрации президента, секретарь Совбеза, первый зампред, глава Следственного комитета, министр обороны, главком Национальной гвардии и др.
А теперь постараемся понять, ради чего все это затевалось. Конечно, изменения обусловлены актуальной геополитической обстановкой. Общество в который уже раз раскололось: одни в панике преувеличивают собственную значимость и срываются с насиженных мест в поисках лучшей доли и понимания на Западе или остаются, но ненавидят и пытаются побольнее ужалить (пресловутая пятая колонна показала себя в последние месяцы во всей красе), другие наоборот легкомысленно преуменьшают значение того, что творится вокруг, старательно отметая все, что не в зоне ответственности их «хаты с краю». Третьи молча катят мир в ту сторону, куда им нужно.
Понимание о необходимости такой степени запретов пришло не сразу: вначале чиновники, имеющие доступ к государственной тайне, успели приобрести за границей недвижимость и стали регулярно курсировать туда, как в загородный дом, уже не очень-то идентифицируя себя с родиной, и уж тем более не успевая отслеживать, как ведут себя за рубежом их собственные дети. В 2019 году был введен временный запрет на выезд бывших сотрудников ФСБ, подпадающих под вторую и третью степень осведомленности о государственной тайне. Эту поправку в существующий закон объясняли участившимися случаями провокации по отношению к нашим гражданам. Тем не менее, многие эксперты, комментируя нововведение, считали, что лучше бы депутатам начать с себя. Так что чему ныне удивляться? То, что должно было произойти, произошло в нынешних обстоятельствах проведения СВО, осложнения мировой обстановки в связи с затягивающимися на шее подобно удавке санкциями и кажущимися не слишком адекватным ответом контрсанкциями, с информационной войной и, да, уверенной поступью наступающим общемировым экономическим кризисом.
В этой связи интересен комментарий, который дал РБК руководитель уголовно-правовой практики Pen & Paper Алексей Добрынин. Он акцентирует всеобщее внимание на ч.3 ст.331 УК – о преступлениях против военной службы: согласно ее нормам, уголовная ответственность за преступления, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяются законами военного времени: «Однако законодательство военного времени у нас отсутствует, как официально отсутствует и военное время. Скорее всего, именно поэтому парламентарии начали дополнять существующие нормы, например, положением об ответственности за государственную измену в форме перехода на сторону противника».
Ему вторят коллеги и политологи. В той же статье РБК приведено мнение президента фонда «Петербургская политика» Михаила Виноградова, считающего, что рассмотрение новых поправок в УК – это «трансляция сигнала о том, что запрещено почти все, связанное с военной тематикой: лучше вообще ее не касаться, и спорные ситуации могут трактоваться не в пользу граждан».
И снова Добрынин. Он считает, что раз уже сейчас запрещена публичная демонстрация нацистской символики, то недалеко до запрета украинского трезубца: «…если украинская символика странным образом подпадет под указанные запреты, то ее пропаганда и публичное демонстрирование будут являться правонарушением».
Пожалуй, в этом ключе неудивительно выглядят новеллы об ответственности за нарушение правил эксплуатации техсредств, конфиденциальное сотрудничество с иностранными и международными организациями, публичные призывы к действиям против безопасности государства и прочее.
Наталия ТИТЮЧЕНКО