Сегодня 16 июня, 19:19:27
temperature23°C
$
89.07
95.15
31 марта этого года Герою Советского Союза, Почётному гражданину города Твери, кавалеру орденов Александра Невского и Михаила Тверского Марии Васильевне Смирновой исполнилось бы 100 лет. Уже выросло целое поколение юношей и девушек, которые не слышали её захватывающих рассказов о полётах на боевые задания в небе войны. Вспомним о нашей землячке, легендарной летчице в канун 75-летия Дня Победы.
Мария Смирнова. Военное фото
Довоенная жизнь Марии Смирновой складывалась примерно так, как и у многих ее ровесниц: учёба в школе, получение образования в педагогическом училище, работа в школе после учёбы. Но была ещё одна мечта, не дававшая Смирновой покоя –  летать.

Для воплощения этой мечты тогда было хорошее время: перелёты Валерия Чкалова, подвиги «челюскинцев», в тридцатые годы в стране открывались аэроклубы ОСОАВИАХИМа, в числе которых был и Калининский аэроклуб (отрыт в 1934 году).  Клич «Комсомолец – на самолёт!» не оставлял равнодушным молодежь, с него началась всенародная любовь к авиации в нашей стране, стране, которая скоро стала великой авиационной державой. Миллионы юношей и девушек имели возможность научиться летать на самолёте и прыгать с парашютом.

Аэроклубы воспитывали людей с сильным характером. В 1937 году, в 17 лет Мария Смирнова поступила в Калининский аэроклуб, успешно освоила лётную программу, а с 1939 по 1941 год работала в аэроклубе лётчиком-инструктором, подготовила более 30 курсантов-лётчиков. Как пригодились эти лётные кадры во время войны! Здесь надо сказать о том, что Калининский аэроклуб готовил классных летчиков: 21 лётчику, в числе которых три женщины, во время войны было присвоено звание Героя Советского Союза, а один из выпускников стал дважды Героем Советского Союза.  

… Когда началась война, Мария Смирнова стала писать рапорты, чтобы ее отправили на фронт. Но в ответ приходили отказы. Наконец нашей прославленной лётчице Марине Расковой, ставшей ещё перед войной Героем Советского Союза, разрешили создание трёх женских авиаполков, два из которых были «смешанными», там были и мужчины, и женщины, а третий полк был «чисто женским». В нём служили только женщины: и лётчики, и штурманы, и авиатехники, и вооруженцы.

Мария Смирнова оказалась в первых рядах набранных лётчиц 588-го женского авиаполка ночных бомбардировщиков. Это было в октябре 1941 года.   Прежде чем попасть на фронт предстояло пройти обучение на самолёте «ПО-2» и овладеть новыми навыками, освоить бомбометание, ночные полёты, технику ухода от лучей прожектора, полёты на сверхмалых высотах и в особых условиях, полёты с выключенным двигателем и многое другое. Всё это Мария Смирнова успешно освоила на курсах лётчиков при Энгельсской военной лётной школе.

Вот как пишет о Марии Смирновой в воспоминаниях ее однополчанка Марина Чечнева, летчица, командир эскадрильи, Герой Советского Союза:
«Все мы были почти одногодками, редкой девушке перевалило тогда за 20 лет. Среди них была и Маша Смирнова, но свой неоспоримый авторитет она завоевала не потому, что была чуть постарше нас. Её отличала от нас присущая ей собранность и серьезность. Ускоренный курс подготовки военных летчиков требовал от нас большого напряжения сил. Смирнова с первых дней пребывания в полку, на учебных занятиях стремилась добиваться предельной чёткости в выполнении каждого упражнения, любого задания, она хотела научиться владеть самолетом в любых условиях, при различных положениях и при любой погоде. Теорию самолетовождения она сдала на отлично. Приступили к ночным практическим полетам, когда летчик находится в кабине и от него требуется точное выдерживание режима полета, а при сложных метеоусловиях вождение самолета только по приборам. Но и тут Смирнова была одной из первых. Она не досыпала ночей, одолевая искусство вождения самолета в ночное время, училась точно выходить на цель и метко сбрасывать бомбы на учебном полигоне. По старой привычке инструктора, Маша помогала другим, более молодым и менее опытным летчикам, прибывавшим в полк на пополнение личного состава. Одновременно она оттачивала свое мастерство и педагогическое искусство. Она будто знала, с какими трудностями придется встретиться нам на фронте и заранее готовила подруг к этому».

Обучение проходило в очень сжатые сроки, по ускоренному курсу – шла война.  Надо сказать, что не всё и не всем девушкам давалось легко, некоторые из них погибли ещё при обучении…
Командир 46-го полка Евдокия Бершанская, капитан Мария Смирнова (стоит) и штурман звена Полина Гельман на Международном Конгрессе в Москве, август 1944 год
27 мая 1942 года 588-й Женский авиационный полк ночных бомбардировщиков прибыл на фронт. Его численность была 115 девушек, большинство в возрасте с 18 до 22 лет. Командиром полка назначили опытную, с десятилетним стажем, лётчицу Евдокию Бершанскую. Под её командованием полк сражался до конца войны. В начале войны в полку было всего 20 самолётов ПО-2, затем оно увеличилось до 45.

«ПО-2» авиаконструктора Н. Поликарпова был самым лучшим в то время самолётом для обучения: лёгкий и манёвренный, он был прост в управлении, почти никогда не сваливался в штопор, позволял садиться практически на любую площадку, его двигатель работал одинаково хорошо, как на бензине, так на топливе «дизель».  До войны он назывался: У-2 (учебный). Но это был ничем не защищённый самолёт, без бронеспинки, его максимальная скорость составляла 120 км в час. Он был уязвим даже для пистолетного выстрела, легко загорался и имел открытую кабину лётчиков.

Для уменьшения полётного веса лётчицы летали на нём без спасательных парашютов. Многие экипажи отказывались брать с собой и пулемёты для отражения атаки. Лётчицы предпочитали взять с собой больше бомб, чтобы вес их доходил до 300 кг. Девушки в полку сами придумали систему крепления для навески бомб и тросовое управление сбросом бомб из кабины лётчика. В связи с большой уязвимостью самолёта полёты на бомбометание лётчицы выполняли ночью. За ночь они делали по 8-9 вылетов, а зимой, когда ночи намного длиннее, до 18 вылетов.  В таких полётах девушки отдавали все свои силы – бывало, от усталости они засыпали в полёте, а многих из них после посадки прямо из кабин в казарму относили на руках… 23 девушки погибли за годы войны, ни одна из них не пропала «без вести», было потеряно 28 самолётов. Сюжет известного фильма Леонида Быкова «В бой идут одни старики» взят из реальной жизни, в том числе из жизни женского авиаполка.
Экипажи готовятся к полёту на фоне По-2
 Вот как вспоминала Мария Смирнова свой первый вылет на боевое задание:
«На выполнение задания вылетела я со штурманом Наташей Меклин. Наш аэродром представлял простую полевую площадку. Старт обозначался тремя замаскированными фонарями «летучая мышь», они открывались только при взлёте и посадке самолёта. Взлёт разрешался включением карманного фонарика. Мы получили боевое задание бомбить одну из железнодорожных станций, чтобы не дать возможности немцам подтягивать подкрепления к линии фронта. Летели на высоте 1200 метров. Ночь была тёмная. В населённых пунктах, на станциях, аэродромах — нигде ни огонька, всё замаскировано. Трудно различать главные ориентиры: реки, населенные пункты, дороги. Пройдя линию фронта, которая обозначалась вспышками орудийных выстрелов и горящих ракет, мы правильно отбомбились и взяли курс на свой аэродром. Небо закрылось облаками. На оккупированной немцами территории видны алые, точки пожаров. Во многих местах одновременно зажигаются по нескольку прожекторов — ищут советский самолёт, стреляют зенитки. Но все опасности остаются позади».

Полк, в котором всю войну служила Мария Васильевна Смирнова, был уникальным, никогда, ни в одной другой армии мира не было и нет такого женского авиаполка. Он вошёл в историю войн как полк, который ни разу не был расформирован или переформирован, потому что потери в нём по меркам войны были невелики.

Это стало возможным благодаря высокому мастерству лётчиц и штурманов; имея «учебный» самолёт на вооружении, полк сам готовил лётчиков, восполняя потери. Мария Смирнова, выполнив полёты на бомбометание ночью, отдохнув пару часов, как один из самых опытных инструкторов в полку, занималась обучением «молодого пополнения» днём. Однополчанки удивлялись: откуда брались силы у этой хрупкой девушки?! 

В полк брали всех желающих и физически здоровых девушек. Учили на вооруженцев, учили подвешивать бомбы. Позже вооруженцев переучивали на авиатехников, которые ремонтировали и обслуживали самолёты. Потом авиатехников переучивали на штурманов, а уже штурманов переучивали на лётчиков.                                                                                                                 
Женский полк стал самостоятельной боевой единицей с февраля 1943 года, затем был переименован из 588-го в 46-й Гвардейский Таманский полк. Он вошёл в историю беспрецедентным количеством лётчиц и штурманов, получивших звание Героя Советского Союза (23 человека).  26 октября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками командиру эскадрильи гвардии капитану Смирновой Марии Васильевне, которой тогда было всего двадцать четыре года, присвоили звание Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Высокое звание Героя ей было присвоено в числе первых пяти лётчиц полка, и каждая из них на момент присвоения выполнила более 800 боевых вылетов. При этом не было никакого «снисхождения» на «женский пол». Лётчицы полка сами договорились между собой о том, что будут подавать документы на присвоение звания Героя Советского Союза только после 800 боевых вылетов, если это не «посмертно». Хотя по существовавшему тогда «Положению» достаточно было выполнить 400 боевых вылетов. Такой максимализм! Полк выполнил более 25 тысяч боевых вылетов, из которых 10 тысяч приходится на третью эскадрилью комэска Смирновой.

Из воспоминаний лётчиц И. Ракобольской и Н. Кравцовой (однополчанки М. Смирновой):
«Бесстрашный, смелый лётчик, командир эскадрильи Маша Смирнова 22 сентября 1943 года первая сделала свой 500-й вылет. Внешне Маша походила на мальчика-подростка. Небольшого роста, затянутая в талии так, что, казалось, вот-вот переломится, круглолицая, с голубыми открытыми глазами, всегда аккуратная до мелочей. Маша летала в нашем полку со дня его формирования и до конца войны. В эскадрилье её уважали и побаивались. Она была требовательна и справедлива.  Звание Героя получила в первой пятёрке: Носаль, Никулина, Руднева, Смирнова, Пасько. На её груди красовался орден Александра Невского. Редкий в нашем полку...

...Полк начал свой боевой путь с юга, с Северного Кавказа. 12 июня 1942 года он остановил фашистов под Моздоком, отрезав путь к бакинской нефти. Он принял участие в освобождении Кубани, Таманского полуострова, Крыма, Белоруссии, Польши и Германии. Полк просуществовал ровно четыре года: с октября 1941 г. по октябрь 1945 г. Гвардии капитан, командир эскадрильи Мария Смирнова выполнила за 4 года войны 964 боевых вылета. Она была награждена кроме Золотой Звезды Героя ещё Орденом Александра Невского, таким редким, он был предназначен для «командного состава», Орденом Ленина, тремя Орденами Красного Знамени, Орденом Отечественной воны 1 степени, Орденом Красной Звезды, медалями: «За оборону Кавказа», «За освобождение Варшавы» и многими другими.

Такие высокие награды вручались отважным из отважных за выдающиеся боевые подвиги.  М. Смирновой поручали самые трудные задания, даже те, которые не смогли выполнить другие экипажи, ей верили, на неё надеялись и знали, что капитан Смирнова не подведёт. Мария летала больше всех, показывая пример мужества и неутомимости. Она внушала своим подчинённым: «В выполнении боевого задания нет тяжёлых положений, есть только слабая подготовка пилота. Из любого затруднения найдёшь выход, если в совершенстве владеешь машиной и не теряешь самообладания».

Марина Чечнева пишет о ней:
«Ее пример рождал смелость у других летчиц и штурманов полка и уверенность в себе. Ее девизом было: бить точно по цели, бомбовый груз обрушивать только на скопление живой силы и техники противника. Она была верна этому девизу. Нередко она попадала в сплошную зону зенитного огня противника, но никогда не отворачивала свой самолёт. Бывало, что её самолет возвращался на аэродром весь изрешеченный осколками снарядов. Но не бывало случая, чтобы она возвращалась, не выполнив задания».
У Марии Васильевны было завидное самообладание. Ее штурман Татьяна Сумарокова вспоминает: "Уйдя в сторону от огня зениток, Маша снова разворачивает самолет на цель. Я ей говорю: «Маша у нас поврежден самолет, нам лучше вернуться на базу». Маша абсолютно спокойным и ровным голосом отвечает: «Сейчас мы выполним задание, и потом вернемся на базу».  Это похоже на спокойствие стрелы, летящей точно в цель».

Марина Чечнева вспоминает: 
«Моздок, Мелгобек, Павлодольская, Екатериноградская, Луковская, переправы через Терек, железнодорожные эшелоны и военные грузы на станциях уничтожая живую силу и технику врага, изнуряя противника морально, с вечера до утра с интервалом 5-7 минут каждую ночь над расположением противника висели самолеты нашего полка и экипажи, в том числе Смирновой-Сумароковой наводили страх и ужас на фашистских солдат».

Мария Васильевна, как и все девушки её полка, выносила на своих плечах всю тяжесть фронтового быта, все опасности и лишения. Их ПО-2 взлетал ночью с маленьких аэродромов, расположенных в прифронтовых лесах. И никто из них не был уверен, что вернётся назад.  Каждый боевой вылет – это встреча со смертью, а в каждом из этих вылетов таких «встреч» могло быть несколько…  Свои опасные вылеты в стан врага, «ввод в строй» начинающих лётчиц комэск Мария Смирнова считала не героизмом, а необходимой тяжёлой фронтовой работой, нужной в данный момент Отечеству. 

Мария Смирнова била фашистов в Белоруссии, Польше, Восточной Пруссии и свой девятьсот шестьдесят четвертый боевой вылет она выполнила 5 мая 1945 года на остров Свинемюнде, в Балтийском море.

***
Мария Васильевна Смирнова
Герой Советского Союза Мария Васильевна Смирнова навсегда останется образцом беззаветного служения нашей Родине, образцом стойкости и красоты женской натуры.  После окончания войны гвардии майор Смирнова вышла в отставку. Она говорила мне, что хотела летать и дальше, но её здоровье было подорвано. Медики не допустили ее к полетам, и Мария Васильевна принялась вместе со всеми восстанавливать разрушенный войной родной город Калинин (Тверь) и его народное хозяйство. И какой бы пост она ни занимала, ко всему подходила с большой ответственностью и всегда добивалась успеха.

Говорят, лётчики не умирают… вот и Мария Васильевна от нас просто улетела, как сказал поэт, «в завоёванные подвигом века».

***

Хочу поблагодарить за предоставленные материалы внучку М.В. Смирновой Марию Любимову и председателя Совета ветеранов организации «Вымпел» В.Н. Митрофанова. 

Валентина ДРОКИНА, лётчик-инструктор Калининского (Тверского) Авиаспортклуба ДОСААФ, четырёхкратная абсолютная чемпионка СССР по самолётному спорту


Авторские статьи

Пушкин и дети: любил, но был к ним строг
6 июня 2024 08:20

Пушкин и дети: любил, но был к ним строг

Мы продолжаем проект «Эхо эпох», отражающий историю Тверского края в газетных публикациях. Сегодня в России особенный день – по всей стране отмечают 225-летие Александра Сергеевича Пушкина, и этому событию мы посвящаем публикацию о детях поэта.
Тверской проект «Преодолевая утрату» поможет преодолеть процесс горевания после ухода близкого
28 мая 2024 10:20

Тверской проект «Преодолевая утрату» поможет преодолеть процесс горевания после ухода близкого

В этом году Тверской хоспис «Анастасия» впервые разработал и запустил проект «Преодолевая утрату». Он поддержан фондом Президентских грантов и направлен на оказание помощи жителям Твери, потерявшим своих близких от неизлечимой болезни. Группа первого потока отработала по расписанию, но расходиться не собирается. Сейчас идет набор на второй поток, занятия которого начнутся 5 июня.
Вероломная река Тудовка, поиск и обретение – тверская экспедиция прошла «Дорогами подвига». Часть 2
26 мая 2024 09:00

Вероломная река Тудовка, поиск и обретение – тверская экспедиция прошла «Дорогами подвига». Часть 2

Снежный май, холмецкие музеи, духи из 41-го, поисковики из Якутии, молодотудский «цай», капризы Тудовки, крутые берега, березовые рощи, разрушенный храм в уничтоженной деревне – трофеи экспедиции на байдарках «Дорогами подвига: Тудовка – Волга – 2024», которая прошла 9-12 мая. Все задачи выполнены: маршрут в 60 водных километров преодолен, наблюдения сделаны, содержательные встречи в населенных пунктах состоялись, материалы собраны. Читайте продолжение отчета Татьяны Иванченко об экспедиции.
Вероломная река Тудовка, поиск и обретение: тверская экспедиция опять прошла «Дорогами подвига». Часть 1
25 мая 2024 11:00

Вероломная река Тудовка, поиск и обретение: тверская экспедиция опять прошла «Дорогами подвига». Часть 1

Снежный май, холмецкие музеи, духи из 41-го, поисковики из Якутии, молодотудский «цай», капризы Тудовки, крутые берега, березовые рощи, разрушенный храм в уничтоженной деревне – трофеи экспедиции на байдарках «Дорогами подвига: Тудовка – Волга – 2024», которая прошла с 9 по 12 мая. Все задачи выполнены: маршрут в 60 водных километров преодолен, наблюдения сделаны, содержательные встречи в населенных пунктах состоялись, материалы собраны.
Будьте в курсе! Каждый понедельник мы отправляем наши лучшие материалы за прошедшую неделю. Это удобно!