Цифра уже говорит сама за себя. Но что за ней? Сразу после школы попал на войну, был на Ржевско-Вяземском направлении и на Курской дуге, были ранения, родители получили на сына похоронку из-под Киева, а он потом еще во взятии Берлина участвовал. В мирное время работал военным следователем, раскрывал запутанные истории. В перестройку, когда так сложно было сориентироваться в происходящем, юридически поддерживал градообразующее предприятие – Тверской вагоностроительный завод.
Так что совет «чтоб сохранить здоровье и долго жить, избегайте стрессов и волнений» – не для него. Он никогда не был сторонним наблюдателем, всегда активный участник событий. Можно сказать, лез в пекло. И сейчас происходящее пропускает через себя, следит за событиями, реагирует на них, пишет очередную свою книгу-брошюру: обращение к молодежи.
Накануне дня рождения «Вся Тверь» побывала у Спартака Андреевича в гостях. Разговор был долгим – рассказать о такой жизни быстро никак не получится. Хозяин дома эмоционально описывал случаи, начиная с детства. И смеялись, и переживали. Дополняла дочь Наталья, которая жизнь отца знает наизусть.
Детство. Горны, барабаны, Чапаев и лыжи
В 1923 году в семье председателя суда Андрея Васильевича Сычева родился сын. Уже росла дочка Галина, а теперь и мальчик. Родители спорили, как назвать. Мама Анна Ивановна хотела назвать Петром. А отец только что прочитал книгу про Спартака, был под большим впечатлением и другого варианта не рассматривал – только Спартак.
Жили они в маленьком домике, который снимали на окраине Москвы, в Сокольниках. Места было мало, иногда приходилось спать и на полу.
Обыкновенное детство, говорит Спартак Андреевич. Нравилось быть октябренком, пионером, ходить под барабаны и горны. Очень любил играть в футбол, бегать на лыжах. Увлекался моделированием: делал кораблики, туда жестянку с водой помещал, придумывал систему и на пруду запускал – и кораблик плыл. Конечно, мальчишки играли в военные игры, в Чапаева. Все хотели быть Василием Ивановичем или Петькой. Петькой был Спартак.
Для себя Спартак рано решил, что станет военным. Причин несколько. Сестра Галина в это время за военного вышла замуж, и этот бравый красивый лейтенант (позже погиб под Курском) очень нравился мальчишке, хотелось быть похожим на него. И война в Испании тогда шла, наши добровольцы ехали помогать. Время было героическое и мечты соответствующие.
А потому после 7 класса поступил в специализированную школу Наркомпроса (прообраз суворовских училищ). Там преподавали уроки военного дела. Выдали форму. Спартак был назначен командиром отделения, два треугольника на форме – почетно. Командовал своими одноклассниками.
Школьная лыжная команда, в которой был и Спартак, выиграла первенство Москвы в соревнованиях. Про это в газете написали. Отец гордился, всем статью показывал.
«Тогда же я получил пренебрежение к алкоголю. Агитбригадой из спортсменов мы ездили по разным местам. И один парень после выступления выпил так, что обратно мы его тащили. Я посчитал, что пить никогда не буду. И никогда не пил. Даже на войне фронтовые 100 грамм обменивал на сахар».
22 июня 1941 года
Спартак закончил школу и поехал поступать в Ленинградское артиллерийское техническое училище. Это было 22 июня 1941 года.
Техническое направление выбрал не случайно – сказалась страсть к моделированию. Сдал документы и попросился в увольнение у руководства. Много знал о городе, очень хотелось посмотреть на Ленинград.
Вышел на улицу. Было солнечно. Видит: идет много молодежи. Его окружили, хватают, на носилки кладут и собираются нести в больницу. Оказывается, это были учения.
«Я объясняю, что в увольнении, а на меня не обращают внимания. Потом, когда удалось достать увольнительное, отпустили.
Я пошел дальше. В это время на столбах из репродуктора услышал голос известного диктора Левитана. Подошел поближе. И тут объявили, что сегодня, 22 июня, немцы бомбили наши города и вторглись на нашу территорию в районе Брестской крепости. Я сразу вернулся в училище. Все были взволнованы. Но уверены: мы быстро разгромим врага. Как в фильме «Если завтра война». Но в жизни оказалось не так».
Не до танцев
Училище сразу подняли и в Лугу, недалеко от Ленинграда. Тех, кто только сдал документы на поступление, отправили противостоять фашистам.
«Начали комплектовать, винтовок всем не хватило. Мне пистолет достался. В общем, вояки мы были никудышные. Заняли позицию. Ночью по тревоге нас подняли – немцы подошли. Мы должны дать отпор. Наш единственный пулемет застрочил. Ну, думаем, немцы сейчас ответ дадут. Взялся я за пистолет. И вдруг слышим: «Мууу». Это коровы идут, которых мы за врага приняли».
Руководство решило, что курсантов надо подучить. Отвели их в Ленинград и стали готовить к эвакуации. Начались сильные бомбежки города. Совсем рядом бомба попала в Бадаевские склады. Картина страшного зарева, как горит сливочное масло – до сих пор перед глазами. Жутко.
Накануне блокады училище перевели в Ижевск. 3 года обучения сократили до 10 месяцев и стали готовить ускоренный выпуск. Проживали курсанты в медучилище, по 12 часов в сутки работали, учились, кормили тогда очень плохо. И вот как-то ребятам решили сделать подарок.
«Нам сообщили, что девочки-студентки приглашают нас в гости на танцы. Говорят: ведите себя скромно. И спрашивают: «Кто хочет – три шага вперед». Я думаю: не пойду на танцы, лучше на рынок, поесть что-нибудь. И другие так же подумали. И никто не вышел из строя. Командир повторяет: «Вы не поняли? Кто хочет на вечер?» Опять никто не вышел. «Раз такое дело – батарея, слушай мою команду, направо, шагом марш». И всех повели танцевать.
А потом, когда возвращались, мы с другом Валерой решили зайти в магазин, посмотреть, иногда продавцы что-нибудь давали. В этот раз кассирша дала нам по буханке хлеба. Сразу съели половину, на рынке купили семечки. Полбуханки я спрятал под матрас, хотел на следующий день съесть. Да не успел, кто-то стащил».
Подо Ржевом. Первая медаль
Спартак – воентехник второго ранга (как лейтенант, два кубика) – попал на Ржевско-Вяземское направление, в 129-ю отдельную бригаду. В обязанности входило держать в порядке 12 пушек.
«Я пошел в первую батарею, вырыл себе маленький окопчик на метр двадцать. Завязался бой. Слышу: «Техник, техник!» Оказалось, пушка выстрелила, а отката не произошло, заклинило. А бой вели вплотную, на расстоянии 100 метров, мы с немцами видели друг друга. Выполз из окопчика к пушке, соображаю, что делать. по пути вспомнил, что говорил преподаватель. Хорошо, что внимательно слушал. Вида не подал, что растерялся, командирским голосом говорю: дайте мне ящик, доску и что-то вроде молотка, чтобы ударить по клину. С первого раза не получилось, второй раз – орудие откатило. У меня столько радости было – справился! А потом убило заряжающего, я вместо него встал. Убило и наводчика. Нас в училище всему учили понемногу, поэтому я остался при орудии один за всех. Мне удалось подбить немецкую пушку. Немцы развернулись и начали готовить пушки к отводу. Бой закончился. Рядом оказался генерал-майор, начальник отделения. Подходит ко мне, вынимает из кармана медаль и дает: «Вот одна осталась, бери. Молодец». Тогда было положение, что командиры могли награждать прямо на поле боя. Это была номерная медаль «За боевые заслуги». Потом уж она стала без номеров».
Спустя многие десятилетия Спартак Андреевич признает: это был один из самых тяжелых его боев, под проливным огнем. Очень страшно было подо Ржевом. Река текла красная от крови, а тела убитых укрывали землю в несколько рядов.
Минометы, танки
Младшего артиллериста Спартака Сычева повысили до старшего и отправили в 138-й отдельный минометный полк РГК. Пришлось осваивать новый вид оружия.
Месяца через полтора попал в госпиталь. Загорелась изба, где хранились боеприпасы. Хотели вытащить их, да не получилось, сильно обгорел.
«Как-то немцы накрыли батарею (нас всего 5 человек) и увезли наш миномет. Мы доложили начальству, а нам приказ: забрать обратно, дадим пехоту. С подкреплением поползли на позиции немцев, пошли врукопашную. С того времени пуля в ноге осталась. Забрали миномет, оттаскиваем его обратно, к лошади. Каждое орудие крепилось к упряжке. И возвращаясь, нашли ездового, который попал в руки фашистам. Он уже без памяти был. А на груди вырезана звезда. После сказали, что бандеровцы в тех местах лютовали».
На Курской дуге немцы хотели окружить наши части в выступе, взять в клещи. 7 июня они начали наступление, а 22 августа оно завершилось. Советские войска не дали осуществиться планам.
Спартак Андреевич тогда уже служил в 3-й Гвардейской танковой армии генерала Рыбалко 1-го Украинского фронта под командованием Конева.
Вспоминает, как фашисты прорывались в Прохоровке.
«Танков было очень много, сотни. Первые «Тигры» участвовали, мощнейшие. Лично потом их разглядывал. Непробиваемая броня, только специальные снаряды нужны. Видел, как наши танки на большой скорости на таран летели».
Похоронка
Под Киевом с дивизионом выходили из окружения. Совсем рядом была слышна немецкая речь. Наши бойцы морды лошадям закрывали, чтобы те не привлекали внимание. Но и тогда удалось пройти к своим. На обратном пути увидели: машина застряла. Спартак стал помогать вытаскивать и отстал от своих. Вернулся позже. За это время его посчитали погибшим, и родителям направили похоронку. Он тут же написал письмо домой.
Родители в горе, оплакивают его. А получили письмо, мама закричала: «Спартак живой». Отец осторожно: погоди радоваться, надо даты сверить. Смотрят: сын «погиб» раньше на два дня, чем письмо написал. Мама потом рассказывала, как на радостях уйму дет переделала, столько сил сразу.
Сальто над бомбой
Военных воспоминаний, когда стоял на краю жизни, очень много. Вот стоп-кадр, который так и остался навсегда перед глазами: разговаривал с человеком, и вдруг снаряд сносит ему голову. Несколько секунд человек еще стоит.
Еще бомбежка. «Стал ложиться на землю, а одна из бомб влетела как-то под меня. Чувствую у живота тепло, бомба. Вставать – взорвется, лежать – взорвется. Быстро сориентировался, отжался и сальто сделал, успел отскочить. Удачно. Помогли занятия спортом».
Больше, чем смерти, боялись попасть в плен. А больше, чем бои, мучали усталость, холод, сырость. Постоянно мокрая шинель, которую отпаришь над костром и сырую надеваешь. У всех болезненные фурункулы, вши. Спартак Андреевич вспоминает: как-то строем шли, и он заснул. Проснулся и обнаружил: продолжает идти, только отстал от своих. Пришлось догонять.
Однажды на фронте встретил друга, с которым учились вместе. Тот служил в пехоте. Вместе с ним посидели в мокром окопе, где прямо в воде спали люди. Тут приходит приказ брать высоту. Людей было не разбудить. На них кричат, их поднимают, а они тут же падают от усталости. Но растолкали, повели. Ту высоту взяли, а друг погиб.
Опять стреляют? Победа!
Воевал Спартак Сычев на Калининском фронте, принимал участие в Курской битве, в освобождении Киева, Праги, в боях при форсировании Днепра и взятии Берлина. В Берлине бои были тяжелые очень. Но 2 мая город взяли. Офицер Сычев, помощник начальника артвооружения дивизии, углем расписался и на рейхстаге, и на Бранденбургских воротах (спустя много лет по этим его воспоминаниям написали картину).
А потом их дивизию перебросили в Прагу. И вот 9 мая едет он на машине, вдруг стрельба. Немцы что ли опять напали? Периодически это бывало. А вокруг кричат: «Победа!». Ну, и он тоже выскочил, начал стрелять в воздух.
После войны не сразу стало спокойно. И нападения со стороны немцев еще были. Как-то большое подразделение попалось, а наших мало совсем. Хорошо, что рядом расчет Катюш оказался: как дали залп (до этого Спартак Сычев не видел такого урагана огня), так немцы сразу сдались. Стали брать их в плен – а там склад, забитый деньгами, немецкими марками. Так и бросили его: зачем нужны эти бумажки. А оказалось, что они очень даже в ходу были. Вспоминали потом.
А когда склад с панбархатом попался, все наделали себе портянок. Хорошие получились, мягкие. Когда дома рассказывал об этом, сестра печалилась: на платье бы такой материал.
Мир потихоньку устанавливался. В Вене зашел с другом в ресторан и стал свидетелем, как наши и американские солдаты устроили драку. Там были дамочки, русские их спиртом угощали, а американцы шоколадом. Так женщины предпочли сладости. Терпеть такое было невозможно – в ход пошли кулаки. А хозяин ресторана вызвал полицию. Тогда она была интернациональная. Подъезжают виллисы, в них наши, французы, англичане, американцы. Кто-то крикнул: «Полиция!» Все претензии тут же забыли, стали друг другу помогать, подсаживать, чтобы в окна убежать. Быстро объединились.
Военный детектив
Спартак вернулся домой с решением стать военным юристом. Отец был судьей, эта сфера интересовала и сына. Но сразу поступить в юридическую академию не получилось – конкурс большой, один к десяти. На второй год одолел вступительные, зачислен.
По окончании служил военным следователем военной прокуратуры Московского гарнизона, старшим следователем Южной группы войск, помощником военного прокурора 38-й армии, заместителем военного прокурора Луцкого гарнизона и военным прокурором Марыйского гарнизона. Жил в Новосибирске, Фрунзе, Ташкенте и других городах. Много дел за эти годы рассмотрел. В основном хищения.
Как пример – дело Порошина. Раз по тревоге подняли часть, а бензина нет – цистерны оказались пустыми. Как такое могло быть, если все время проверяют уровень: берут палку, опускают в дырку в цистерне. И всегда этот замер показывал: горючего много. Завели дело на старшину, заведовавшего складами. И выяснилось, что он сделал в широкой цистерне узкую трубу, наполнил ее бензином. Вот проверка и не показывала, что там почти пусть. Кроме того, со склада летные перчатки, куртки пропали - пришлось выявлять, куда делись. А дома у подозреваемого нашли много бутылок со спиртным, которое он по хорошей цене реализовывал. В общем, оборотистый такой старшина. Все обвинения отрицал, а потом признался. Но на суде заявил, что сделал это вынужденно на допросе под давлением следователя. С этим его заявлением тоже разбирались, поднимали протоколы. И Сычева оправдали.
В другой раз мужчина сообщил в милицию, что солдаты зашли в дом, изнасиловали жену, забрали приемник. Привлекли к делу военную прокуратуру. Тогда в городе были учения, стояло много воинских частей. Стали изучать место, следы. Не за что было зацепиться. Начали искать туалетах, которые были на улице, смотрели даже использованные бумаги. Туалетной-то тогда не было, в ход шло все. Одна из бумажек оказалась накладная воинской части. Пошли туда. И там выяснили, что один солдат хвастался новым приемником. Тем самым.
Были среди дел и убийства. Офицер обратился с заявлением, что задушили его жену. Он гулял с ней, отошел, вернулся на бульвар – а она на скамейке мертвая. Провели расследование, использовали пасту «К», сравнивали следы, изучали волокна, оставшиеся на скамейке. Оказалось: и следы мужа, и волокна его шинели. Из ревности задушил свою супругу.
Дорожное знакомство и любовь
Спартак Андреевич долго искал свою вторую половину. Были и неудачные отношения. Уже далеко за тридцать было, служил в Новосибирске. И вот однажды опаздывал на поезд, бегом бежал, еле успел. В последний момент впрыгнул в вагон. Тут судьбу свою и встретил. В купе сидит девушка. Сразу понравилась. Едет в Томск, она там в медицинском институте училась. Фрукты везет. Спартак балагурить стал, Галина не поддается. Угости, говорит, дынями. Вот еще, не угостила. Но от этого еще симпатичней стала. Вышли из поезда, Спартак предложил помочь тяжелую сумку с фруктами до дома донести. Ему разрешили.
Случайное дорожное знакомство, которого могло бы и не быть, если б опоздал, стало одним из главных событий жизни. Девушка была моложе на 15 лет. Они долго встречались. Спартак постоянно приезжал к ней. По широченной Оби, которая уже подтаивать начала, на лыжах переходил. На том берегу стояла аптека, где работала его возлюбленная.
Спартак Андреевич и Галина Владимировна прожили вместе 55 лет: с 1962 по 2017 год. Именно в Калинине семья осела. Сначала получили квартиру, потом удалось построить дом. Жене очень нравился он – всю жизнь мечтала о таком. Дочь Наталья говорит: они и правда были две половинки, очень подходили друг к другу.
Калинин – Тверь
С июля 1973-го по июль 1978 года Спартак Андреевич возглавлял военную прокуратуру Калининского (ныне Тверского) гарнизона.
Вышедший в запас полковник Сычев преподавал в ТвГУ, а затем стал на вагоностроительном заводе директором филиала «Юридическая фирма», помощником и советником генерального директора. Шли реформы, предприятию особенно необходимо было юридически грамотное решение вопросов.
На пенсию Спартак Андреевич ушел лишь в 2002 году. Но продолжал заниматься общественной работой. В 2008 году был избран председателем Совета ветеранов Курской битвы.
Спрашиваю: так какой город из многих, где пришлось жить, стал самым родным? Не задумываясь, отвечает: Калинин-Тверь. Спартак Андреевич не просто привык к этому городу, он стал его патриотом. Он один из инициаторов присвоения звания Твери звания «Город воинской славы». Спартак Сычёв был членом тверской делегации на торжественной церемонии вручения награды в Кремле.
Спартак и спорт
Откуда столько жизненных сил, спрашиваю. Спорт и здоровый образ жизни много значат, говорит мой собеседник. Недаром ему отец имя такое дал – сильное, спортивное.
В молодости занимался лыжами. Зимой прицеплялся на них к мотоциклу и ездил. А летом – на водных за катером. Бегал на коньках, и просто бегал. Очень любит лошадей, ездил на них с большой охотой. Правда, один раз упал и стал с опаской скорость набирать. На спортивных снарядах крутился: турнике, кольцах.
Сейчас на серьезных тренажерах дома работает: на велосипеде, беговой дорожке. Теперь педалями отмеряет не километры, а время. Ездит полчаса, час. А скорость на дорожке такая, что дочка быстро сошла, не смогла. Гантели поднимает, от пола отжимается, хоть и с трудом.
Все просто: спорт, здоровый образ жизни (алкоголь так и не пил никогда) и интерес к тому, что происходит.
А на вопрос «Удачливый ли Вы человек?» Спартак Андреевич отвечает: «Да обычный. Было несколько удач в жизни».
***
Заслуги Спартака Андреевича Сычева отмечены многочисленными наградами. Каждая памятна.
Вопрос, сколько их, сложный. Дочь подсказывает: 15 орденов, около 30 медалей. Фронтовые – ордена Отечественной войны I и II степеней, орден Красной Звезды, две медали «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и другие.
Являясь почётным гражданином Тверской области, он награждён нагрудным знаком губернатора «За заслуги в развитии Тверской области», памятным знаком «За доблестную службу в Тверской области» и Почётным знаком «Крест святого Михаила Тверского».
Почетный гражданин Твери, заслуженный работник прокуратуры, заслуженный юрист.
В 2020 году Указом Президента России Спартак Андреевич был удостоен ордена Почета. А в прошлом году получил орден «За заслуги перед Отечеством» 4 степени.
Спартак Андреевич! «Вся Тверь» поздравляет Вас с замечательной датой – 101-летием! Здоровья Вам, хороших новостей, написать еще не одну книгу, зарядить энергией молодое поколение и самому зарядиться.
Татьяна Иванченко
Фото из личного архива Спартака Сычева