Андрей БЕЗРУКОВ:
- Большой группой НРД в мире и России являются неопротестантские движения. Их количество очень велико, можно говорить о тысячах религиозных движений, которые относятся к неопротестантам. События 2014 года на Украине вскрыли и показали, как НРД подобного рода используются в современных условиях, в политических, экстремистских и противоправных целях. В событиях Майдана 2014 года участие неопротестантских НРД было очень заметно, из уст лидеров этих движений звучали громкие политические заявления, по указанию своих лидеров участники неопротестантских сект принимали активное участие в свержении избранного президента.
Подавляющее число этих религиозных движений имеют руководство, находящееся на Западе, в основном в США, финансируются оттуда и выполняют распоряжения своих, чуждых для наших стран, духовных лидеров. Развитие украинского противостояния на Донбассе показало, что неопротестантские движения настроены далеко не миролюбиво и пацифистки, как они себя обычно изображают. НРД «Христианская Церковь Скиния», и не только она, отправляет своих пасторов, как военных капелланов, на гражданскую войну, благословляя украинских солдат воевать против «сепаратистов».
Следующая группа НРД, которая может проявлять экстремизм, – это неоиндуисткие, псевдовосточные религиозные движения. Всех их роднит происхождение от индуистко-буддистких корней и следование мировоззрению, свойственному Юго-Восточной Азии. Эти движение исповедуют слепое и полное подчинение духовному учителю-гуру, приказы которого для ученика должны восприниматься как воля бога: «Духовного учителя называют Его божественная милость». Такое отношение к гуру приводило секты восточного типа к явным экстремистским действиям. «Аум Синрикё», появившиеся в нашей стране в 90-е годы, воспринималась как миролюбивая организация буддистского толка. По приказу своего гуру Сёко Асахары адепты этого движения предприняли газовые атаки в Японии со смертельными исходами, без рассуждения выполняя приказ своего обожествленного лидера, желавшего получить власть. Нет никаких гарантий, что участники таких НРД, приняв чуждые европейскому сознанию идеи и попав под контроль своего духовного лидера [который может, к примеру, банально сойти сума], не пойдут на противоправные действия, убивая по приказу очередной «Его божественной милости».
Третья группа НРД, склонная к экстремизму, становится всё более заметным явлением в России. Неоязычество, родноверие – все эти названия относятся к одному и тому же явлению, заявляющему о поклонении традиционным языческим русским богам. Абсурдность построений неоязычников, их бездоказательность, основанная на поддельных источниках, рассмотрена во многих работах, нас интересуют те положения неоязыческих НРД, которые приводят к экстремизму. Прежде всего, это национализм, присущий большинству неоязыческих групп, ненависть к другим нациям присуща большинству групп неоязычников. Религиозная нетерпимость современных неоязычников превращает их движения в группы с яркой антисемитской и антихристианской окраской, что толкает их на кровавые преступления.
Стоит вспомнить о стрельбе, устроенной молодым неоязычником в Воскресенском соборе города Южно-Сахалинска, произошедшей 9 февраля 2014 года, когда от его рук погибли 2 человека и 6 человек получили ранения. Он совершил это экстремистское действие, поверив в пропаганду родноверов, что христианство является злом для русских.
Подводя итог рассмотрения современной картины экстремизма, можно сказать, что сегодня экстремизм имеет религиозное лицо. События в мире показывают, что очень часто религиозные идеи, то или иное религиозное течение, используются в экстремистских целях, для выполнения политических задач, свержения законных правительств, преследования групп людей, насилия по отношению к ним. Это те силы, которые используют людей для реализации экстремистских целей, пользуются религиозной безграмотностью, отсутствием знаний у наших современников своих религиозных традиций, и задача церкви и государства сделать всё необходимое, чтобы эта болезнь не требовала лечения, но побеждалась профилактическими мерами просветительского, образовательного характера.
Записал Андрей ВАРТИКОВ