Иерей Антоний Русакевич:
- Неоязычество в современном российском обществе – печальный факт. Востребованность лжеучения обусловлена заложенными в неоязычестве позитивными идеями любви к родной земле, стремлением возродить традиции, ранее бытовавшие в российской культуре, и так далее.
- Сегодня это направление действительно востребовано?
- Именно! Однако стремление к вечным ценностям, поиск национальных корней и личной самоидентификации одних людей приводит в лоно традиционных религий, других – в секты и духовные субкультуры.
Неоязычество представляет собой плодородную почву для «майданных» настроений. Стоит только взглянуть на Украину. На месте спиленного активисткой одной из сект Поклонного креста в Киеве сейчас стоит идол Перуна.
Только на первый взгляд кажется, что неоязычество возрождает древние традиции и религиозные культы наших предков. На самом деле за псевдотрадиционными терминологией, обрядами и символикой скрывается вполне современное мифотворчество, которое принимает зачастую опасные, а порой и гротескные формы.
Например, якобы старинный исконно славянский знак «коловрат» на самом деле впервые появился на гравюре польского художника Якубовского лишь в 1923 году. Совсем молодо и само явление.
Неоязычество многолико и прекрасно маскируется под возрождение национального мировоззрения, этнических традиций, под бытовые суеверия и обряды, религиозные течения. Его главная опасность – в замене истины вымыслом, в разделении общества на «правильных» адептов и «неправильных» чужих, которое очень часто носит агрессивный характер.
Достаточно сказать, что такие многочисленные тоталитарные секты, как «Свидетели Иеговы» и мормоны, имеют языческую основу, а нацистская Германия использовала арийское неоязычество для формирования идеологии фашизма.
И сегодня неоязыческие движения в нашей стране, по сути, направлены на выполнение директивы Адольфа Гитлера по уничтожению России, сформулированной им предельно ясно: «В каждой русской деревне, городе, поселке должен быть свой культ, свое божество, своя вера… Нельзя допустить, чтобы они изучали философию и свою историю, христианство, летописи…».
Противостоять этому можно только всем миром: на уровне государства, церкви и гражданского общества.
- Простите за вопрос, я его задаю, как обыватель. Но для того, чтобы понять все то, что вы сейчас сказали, нужно хорошо знать историю. Свою историю, историю государства. Не случайно призыв изучать историю сегодня звучит чуть ли не ежедневно со всех федеральных телеканалов. Но вот с историей у нас как раз проблемы, потому что есть проблемы с образованием. А ведь влиянию сект как раз больше всего подвержена молодежь. Я вот подумал о миссионерстве. Возможно ли это сегодня?
- Природа не терпит пустоты. Пробелы в образовании и культуре заполняют фейковые новости из интернета. Отсутствие духовного стержня, всяческие «битвы экстрасенсов» делают свое дело. А расплывчатость национальной идеи – фальшивый патриотизм родноверов, не имеет никакого отношения к русской истории. У неоязычества нет никакой преемственности.
Поэтому неоязычество не является возвращением к национальным корням. Вот в православной церкви хотя бы до революции преемственность была. Наши предки ходили в храмы, молились и даже в годы советской власти продолжали это делать. А язычниками все обычаи давно утеряны.
То, что они делают сегодня, – это не более чем посыл к востребованной теме. И ведь находят отклик в молодежной среде! Им интересно, им хочется чего-то необычного... И им это необычное дают. Что-то объяснить такому человеку сложно, только если он сам захочет что-то понять. И человек оказывается в секте. Ты читаешь новости в интернете? Если тебе интересно, то ты найдешь и информацию о секте, куда тебя затащили. Многие секты ведь прикрываются различными тренингами, курсами и прочим. Чем все это заканчивается? Об этом уже много раз писали во всех СМИ.
Миссионерство? Оно было на Руси всегда. Один из самых ярких примеров – святитель Николай Японский. Он отправился в Японию, принес туда православие, открыл приходы. Для этого ему пришлось выучить японский язык.
- Сейчас в Японию ехать не нужно. Нужно спасать нашу молодежь...
- Это не всегда получается, потому что порой наши встречи с молодёжью воспринимаются как религиозная пропаганда. Есть даже такой закон, принятый, правда, еще при советской власти, но некоторые учителя до сих пор на него ссылаются. Я сам столкнулся с подобным случаем, когда жил на острове Городомля на озере Селигер. Это островок коммунизма. Меня к школе не подпускали.
Проблема неоязычества волнует не только православную церковь. Эта проблема и для других конфессий стоит остро. Возьмите мусульман. Ваххабизм, который не признается мусульманами, втягивает в свои ряды совсем молодых людей, которые пополняют ряды террористов.
Все пути, которые предлагает неоязычество, к богу не ведут – они все ведут к исполнению каких-то личных целей тех, кто его распространяет.
К сожалению, фанатики есть и в православии. Сейчас они запустили информацию, которая уже растиражирована и пугает обывателя: скоро наступит конец света, а Билл Гейтс, распространяя вакцину от коронавируса, всех чипирует и будет управлять миром через вышки сотовой связи. И ведь кто-то в это верит.
- Единственный и верный выход – поднимать культуру?
- Безусловно. Уровень образованности населения нужно поднимать. И тогда в случае беды они будут обращаться к врачам, а не к целителям, а чтобы вылечить душу, пойдут в церковь, а не в секту.
Андрей ВАРТИКОВ