Сегодня 19 июня, 16:36:10
temperature26°C
$
87.04
93.3
Наша редакция открыта для общения с горожанами разных, как говорится, возрастов и званий. Главное, чтобы люди были интересными, нацеленными на то, чтобы сделать жизнь в нашей Твери лучше, интереснее и комфортнее. Мы приглашаем таких людей в редакцию, чтобы они в формате «беседы без галстука» рассказали землякам о своих достижениях и о планах. Сегодня у нас в гостях кандидат исторических наук, директор музея Козла в Твери Владимир Ильич Лавренов.
Тверской козел. Прошлое, настоящее, будущее
- Мы уже много лет знакомы.  Хотя беседа и намечена в формате без галстука, мне хотелось бы продемонстрировать хорошие манеры, которыми по большому счету я не могу похвастаться. Так что позвольте на этот раз повести себя вежливо и деликатно – называть на «Вы» и по имени-отчеству. Не возражаете, Владимир Ильич?
- Пусть так и будет.

- Что ж, тогда первый мой вопрос: есть ли еще в России, кроме как в Твери, музей козла?
- Другого музея козла нет не только в России, но и во всем мире. При этом, конечно, и в нашей стране, и в других странах есть коллекционеры козлов. Я знаю, что, например, в Москве и Санкт-Петербурге собраны довольно большие коллекции козлов.

- Но эти коллекции меньше той, что собрана в нашем тверском музее козла?
- Да, у нас самая большая.

- А сколько экспонатов в Тверском музее козла?
- Шесть с половиной тысяч, сейчас даже уже больше.

- И сколько времени действует музей?
- В октябре нашему музею будет шестнадцать лет.

- А как вообще возникла идея сделать в нашем городе такой необычный музей?
- Еще в студенческие годы я слышал выражение «тверские козлы». Тогда я к этому выражению относился легкомысленно, хотя в те времена уже занимался вопросами геральдики. Я думал, что это выражение не имеет никакого отношения к истории. А потом я узнал, что на границе Тверской и Новгородской губерний стоял необычный столб. Я нашел фотографии этого столба и был немало удивлен: на одной его грани находился канонический новгородский герб, а с другой, тверской стороны, на геральдическом щите было изображено два козла, стоящих на задних лапах и держащих в передних ступку с двумя палочками.

Этот столб стоял в Куженкино и был уничтожен в 1979 году. Тверской чугунный щит был переплавлен, но сохранился новгородский. Он находится в бологовском музее, и по стилистике видно, что это работа сороковых годов девятнадцатого века.

- Может, так проявилось в те времена чувство юмора у жителей тверской губернии?
- Возможно, но куда вероятнее, что в сознании людей козел был символом Тверской губернии.

- Но ведь были и другие символы, и эмблемы у тверского княжества, а затем Тверской губернии?
- Безусловно. В Тверском княжестве их было довольно много, и они изображались на печатях и монетах. Самое устойчивое изображение, выражающее силу княжества – это изображение Христа на троне. Встречаются также изображения Архангела Михаила, всадника, поражающего мечом змея, изображения просто воина с мечом, и изображение двуглавого орла на деньгах Великого Тверского князя Михаила Борисовича.

На мой взгляд, тверские князья были замечательными государственными деятелями: небольшое Тверское княжество лавировало между гигантами Восточной Европы, осуществляло свою политику, чеканило свою монету, строило храмы и было притом независимым! Это требовало незаурядных дипломатических и военных талантов и колоссального культурного запаса.

- А как корона на стульчике и шапка Мономаха на троне стали гербами Твери и Тверской губернии?
- Еще в семнадцатом веке корона на троне в качестве символа помещалась на знаменах и предметах дворцового быта, и в начале восемнадцатого века стала устойчивой эмблемой. Когда Петр I проводил геральдическую реформу, тверской герб приобрел всем нам хорошо известный вид. А в девятнадцатом веке был составлен герб Тверской губернии. Произошло разделение: герб Твери – это корона на стульчике, а губернии – шапка Мономаха на троне.

- А еще ведь у пятнадцати городов нашей губернии были свои гербы?
- Да, они были составлены в конце восемнадцатого века, когда для городов создавались гербы.

- Ого, как это красиво звучит – составлять гербы!
- Учреждение, которое этим занималось, столкнулось тогда с некоторыми трудностями. Ведь тех гербов, которые были составлены для русских городов при Петре Великом, Франциском Санти, его товарищами, было мало. Нужно было массово создавать гербы, и началось масштабное герботворчество – почти пятьсот городов в стране получили тогда гербы.

- И как же столько гербов можно было придумать за относительно короткий промежуток времени?
- При создании гербов уездных городов герб обычно делился на две части. В верхней части помещался герб губернского города, а в нижней помещалась эмблема, характеризующая именно этот уездный город. Например, Калязин – это монастырские ворота, Кашин – три ступки белил, Бежецк – куст малины. В нашей губернии в эту схему не уложились лишь несколько уездных гербов.

- Какие же города стали исключениями?
- Старица, Зубцов, Торжок, Осташков, Вышний Волочек. Их гербы было составлены до 1778 года. Гербы Осташкова и Вышнего Волочка были составлены в 1772 году, а Старицы, Торжка и Зубцова – при Петре I.

- А можно ли считать козла одним из гербов?
- Нет, это не герб, а прозвище, которое выражалось в знаковых эмблемах.

- Как давно существует это прозвище?
- Нам известны региональные прозвища на Руси с четырнадцатого века. На мой взгляд, «тверские козлы» – самое древнее региональное прозвище.

- А как жителей других регионов называли в старину на Руси?
- Например, рязанцев называли косопузами, потому что они носили топор за поясом, пермяков – солеными ушами (в Перми добывали соль и носили ее на плечах в мешках), владимирцев – водохлебами и так далее.

- А почему тверичей называли козлами?
- Я считаю, что самая главная причина – это характер тверичей. Задорный, боевой. Не случайно первое упоминание о тверском козле относится к 1237 году, когда в Твери случилось первое антиордынское восстание на Руси. Непокорность, нежелание подчиняться, вероятно, уже тогда были основой, одной из главных черт тверского характера.

Впрочем, Владимир Гиляровский, написавший знаменитую книгу «Москва и москвичи», объясняет по-другому возникновение выражения «тверские козлы». Гиляровский писал, что во второй половине девятнадцатого века выходцы из Твери «приватизировали» в Москве бизнес по распилке дров и ходили с козлами по дворам. И потому их и стали звать козлами. А вот у археологов на этот счет другое мнение.

- Какое же?
- Археологи считают, что козлами жителей нашего города называли за сапоги, которые в Твери шили из сафьяна, хорошо выделанной козлиной кожи. Сапоги шили и мужские, и женские. Причем интересно, что мужские, в отличие от женских, были с высокими каблуками.

- Странно, зачем мужчинам были нужны сапоги с высокими каблуками?
- Чтобы лучше держаться в стременах. И потому, когда мужчина шел переодеваться, у него была странная походка. Отсюда и пошло слово «выкаблучиваться».

Разные истории накладывались одна на другую и создался удивительный бренд – тверской козел. И он стал эмблемой. У этой эмблемы богатая история: рогатый человек был изображен на монетах великого княжества тверского, много позднее тверской вокзал был украшен колоннами с рогами. Были там и маски козлиные, но они не сохранились. Лишь одна осталась в железнодорожном музее.
Один факт, как говорят французы, – это анекдот, а два факта – это история. К слову сказать, мало кто знает, что на берегу Волги в районе памятника Афанасию Никитину стоял памятник козлам, который был снесен в 1979 году.

- Почему так не везло у нас козлам в 1979 году? В Куженкино в тот год снесли столб с козлом, в областном центре – памятник козлу?
- Полагаю, что это связано с первым секретарем обкома КПСС Павлом Артемьевичем Леоновым, который, как рассказывают, очень не жаловал «козлиную» тему, не хотел, чтобы она имела публичное звучание.

- В советское время тема «козла» была маргинализирована…
- Да, двадцатый век внес колоссальные изменения в менталитет русского народа, в наши традиции, культуру, в настроения людей. Это коснулось и региональных прозвищ. В нашем музее есть два экспоната, которые я считаю одними из самых драгоценных в нашей коллекции. Не в смысле стоимости, а в смысле передачи традиций.

- Какие же это экспонаты?
- Есть фотография девушки, времен Первой мировой войны. Эта девушка попросила своего парня написать что-нибудь ей на память на обороте фотографии. И он написал: «люби и помни своего козла. 23 августа 1916 года». Совершенно необыкновенная вещь!

А «антипод» этой фотографии – ножницы из ишимской колонии строгого режима, относящиеся к шестидесятым годам прошлого века. Надпись на ножницах такая: «наступи менту на шею, задави его козла». Эти два экспоната наглядно показывают, как менялся менталитет человека в те времена, его представления о добре и зле. Я считаю, что в двадцатом веке произошла антропологическая катастрофа: человек потерял историческую память, семейную память и даже изменился внешне.

- Получается, ваш музей не только про козлов, но и про эту катастрофу?
- Да. К нам приходит много студентов из школьников, и я им говорю, что катастрофа происходит не тогда, когда кто-то провалил экзамен или получил двойку, а когда он потерял память. Семейную и историческую. 

«У нас с памятью отлично», – говорят мне они.
«Отлично. Назовите тогда фамилию имя и отчество своего прадедушки и прабабушки. А лучше – четырех».
И почти всегда вместо ответа – тишина.
«В таком случае вас всех ждет наказание, – объясняю я им. – Когда вы окажетесь в статусе прадедушки или прабабушки, о вас не будут ничего знать правнуки. Вы сами, и все что вы сделали, все забудется. Некому будет за вас даже свечку поставить в храме. Придете домой, спрашивайте родителей, восстанавливайте историческую цепочку. И тогда изменится все, даже ваша внешность».

 Помню такой случай: приехала в наш музей бабушка с внуком из Вышнего Волочка. Я спросил его о прадедушке и прабабушке, а он ничего о них не знает. И бабушка его заплакала – ведь ее внук ничего не знал о ее родителях! Я считаю, что, если происходит восстановление этой исторической нити, наш музей существует не зря.

- А есть у вас необычные экспонаты?
- Конечно, есть, и их немало. Например, в нашем музее есть изображение удивительного предмета – рогатой кички. Поясню: раньше, когда девушка выходила замуж, она надевала рогатую кичку, символ того, что она станет матерью и продолжит род.

Если же в семье не было детей из-за мужской проблемы, она давала мужу поносить эту рогатую кичку. Это называлось наставить рога. И никаких иных значений это выражение тогда не имело. Но что у нас в головах? Что у нас произошло с региональными традициями, с исконными выражениями? С пониманием того, где добро, а где зло?

- То есть вы считаете задачей музея помочь людям восстановить утраченные ценности, разобраться с тем, что есть зло, а что добро?
- Безусловно. Я считаю, что задача нашего музея, как и любого частного музея, - это не передача информации, а создание настроения у людей, их объединение ради будущих поколений.

- Как много людей посещают музей козла?
- Порядка тридцати тысяч людей каждый год бывают в нашем музее.

- Сами зарабатываете или на бюджете?
- Мы зарабатываем сами, не используем бюджетных средств.

- А городские власти вам помогают?
- Да, и спасибо им за это. В конце прошлого года городские власти передали нам здания на Радищева в безвозмездное пользование. Там мы будем делать несколько музеев: музей необычных коллекций, геральдический музей, музей тверского герба, музей одного экспоната, музей русской карамели с мастер-классом и выставочный зал, где будут показываться частные коллекции со всей страны.

- Еще кто-то вам помогает?
- Делаем все на собственные деньги, и еще нам помогают тверские предприниматели и рядовые граждане. Они нам перечисляют разные суммы. Кто-то – тысячу, кто-то десять тысяч. Мы всем этим людям очень благодарны.

Меня потряс мальчик, который перечислил нам тридцать рублей, которые ему мама дала на мороженое. Эти тридцать рублей он перечислил на музей коллекций.

- Удивительный случай! Когда планируете открыть на Радищева новые музеи?
- Мы уже начали работы, вывезли двадцать шесть машин мусора, в настоящее время ведем ремонт. К декабрю этого года планируем открыть новые музеи.

- Успехов вам, Владимир Ильич в вашем благородном деле!
 - Спасибо.

Справка редакции «Вся Тверь»:
ЛАВРЕНОВ Владимир Ильич, кандидат исторических наук, доцент, геральдист, долгое время работал на кафедре историографии и источниковедения исторического факультета ТвГУ. Родился 1962 г. в Североморске. В 1987 г. закончил истфак КГУ и сразу стал читать лекции и вести семинары на факультете. В 2000 г. защитил диссертацию на тему «История Тверского края в гербах, эмблемах и символах XIV-XIX веков».

Автор гербов многих районов и городов Тверской области, современного дизайна гербов региона и областного центра. Член Геральдического совета при Президенте РФ, почётный работник науки и образования РФ, бакалавр богословия. Автор (персонально и в соавторстве) более 100 книг и статей, некоторые из которых  были опубликованы не только в российской, но и в зарубежной печати.

Записал Евгений Новиков

Авторские статьи

А мы тут плюшками балуемся с Пушкиным. И с экономистами тверского отделения Банка России
19 июня 2024 15:30

А мы тут плюшками балуемся с Пушкиным. И с экономистами тверского отделения Банка России

Пушкин и экономика – вещи, казалось бы, несовместные. Однако специалисты тверского отделения Банка России смогли найти общие точки, которые, к тому же, оказались очень полезными и вкусными. Журналистам Верхневолжья предложили принять участие в матер-классе по изготовлению слоек Вульфа, которыми потчевали на тверской земле Александра Сергеевича. Гостей щедро угощали сдобой, которую они сами изготавливали, а также информацией по истории, кулинарии и экономике. Слоек не осталось – вкусны очень, а информацией «Вся Тверь» честно делится со своими читателями.
Человек. Гражданин. Руководитель
19 июня 2024 09:30

Человек. Гражданин. Руководитель

Когда речь заходит о Сергее Леонтьевиче Киселеве, каждое из вынесенных в заголовок слов достойно написания с большой буквы. Это имя хорошо известно старшему поколению тверичан. Сергей Киселев находился во главе города в сложнейший период второй половины 1980-х – начала 1990-х годов и запомнился как очень способный, дельный и человечный руководитель.
Пушкин и дети: любил, но был к ним строг
6 июня 2024 08:20

Пушкин и дети: любил, но был к ним строг

Мы продолжаем проект «Эхо эпох», отражающий историю Тверского края в газетных публикациях. Сегодня в России особенный день – по всей стране отмечают 225-летие Александра Сергеевича Пушкина, и этому событию мы посвящаем публикацию о детях поэта.
Тверской проект «Преодолевая утрату» поможет преодолеть процесс горевания после ухода близкого
28 мая 2024 10:20

Тверской проект «Преодолевая утрату» поможет преодолеть процесс горевания после ухода близкого

В этом году Тверской хоспис «Анастасия» впервые разработал и запустил проект «Преодолевая утрату». Он поддержан фондом Президентских грантов и направлен на оказание помощи жителям Твери, потерявшим своих близких от неизлечимой болезни. Группа первого потока отработала по расписанию, но расходиться не собирается. Сейчас идет набор на второй поток, занятия которого начнутся 5 июня.
Будьте в курсе! Каждый понедельник мы отправляем наши лучшие материалы за прошедшую неделю. Это удобно!