- Мы уже много лет знакомы. Хотя беседа и намечена в формате без галстука, мне хотелось бы продемонстрировать хорошие манеры, которыми по большому счету я не могу похвастаться. Так что позвольте на этот раз повести себя вежливо и деликатно – называть на «Вы» и по имени-отчеству. Не возражаете, Владимир Ильич?
- Пусть так и будет.
- Что ж, тогда первый мой вопрос: есть ли еще в России, кроме как в Твери, музей козла?
- Другого музея козла нет не только в России, но и во всем мире. При этом, конечно, и в нашей стране, и в других странах есть коллекционеры козлов. Я знаю, что, например, в Москве и Санкт-Петербурге собраны довольно большие коллекции козлов.
- Но эти коллекции меньше той, что собрана в нашем тверском музее козла?
- Да, у нас самая большая.
- А сколько экспонатов в Тверском музее козла?
- Шесть с половиной тысяч, сейчас даже уже больше.
- И сколько времени действует музей?
- В октябре нашему музею будет шестнадцать лет.
- А как вообще возникла идея сделать в нашем городе такой необычный музей?
- Еще в студенческие годы я слышал выражение «тверские козлы». Тогда я к этому выражению относился легкомысленно, хотя в те времена уже занимался вопросами геральдики. Я думал, что это выражение не имеет никакого отношения к истории. А потом я узнал, что на границе Тверской и Новгородской губерний стоял необычный столб. Я нашел фотографии этого столба и был немало удивлен: на одной его грани находился канонический новгородский герб, а с другой, тверской стороны, на геральдическом щите было изображено два козла, стоящих на задних лапах и держащих в передних ступку с двумя палочками.
Этот столб стоял в Куженкино и был уничтожен в 1979 году. Тверской чугунный щит был переплавлен, но сохранился новгородский. Он находится в бологовском музее, и по стилистике видно, что это работа сороковых годов девятнадцатого века.
- Может, так проявилось в те времена чувство юмора у жителей тверской губернии?
- Возможно, но куда вероятнее, что в сознании людей козел был символом Тверской губернии.
- Но ведь были и другие символы, и эмблемы у тверского княжества, а затем Тверской губернии?
- Безусловно. В Тверском княжестве их было довольно много, и они изображались на печатях и монетах. Самое устойчивое изображение, выражающее силу княжества – это изображение Христа на троне. Встречаются также изображения Архангела Михаила, всадника, поражающего мечом змея, изображения просто воина с мечом, и изображение двуглавого орла на деньгах Великого Тверского князя Михаила Борисовича.
На мой взгляд, тверские князья были замечательными государственными деятелями: небольшое Тверское княжество лавировало между гигантами Восточной Европы, осуществляло свою политику, чеканило свою монету, строило храмы и было притом независимым! Это требовало незаурядных дипломатических и военных талантов и колоссального культурного запаса.
- А как корона на стульчике и шапка Мономаха на троне стали гербами Твери и Тверской губернии?
- Еще в семнадцатом веке корона на троне в качестве символа помещалась на знаменах и предметах дворцового быта, и в начале восемнадцатого века стала устойчивой эмблемой. Когда Петр I проводил геральдическую реформу, тверской герб приобрел всем нам хорошо известный вид. А в девятнадцатом веке был составлен герб Тверской губернии. Произошло разделение: герб Твери – это корона на стульчике, а губернии – шапка Мономаха на троне.
- А еще ведь у пятнадцати городов нашей губернии были свои гербы?
- Да, они были составлены в конце восемнадцатого века, когда для городов создавались гербы.
- Ого, как это красиво звучит – составлять гербы!
- Учреждение, которое этим занималось, столкнулось тогда с некоторыми трудностями. Ведь тех гербов, которые были составлены для русских городов при Петре Великом, Франциском Санти, его товарищами, было мало. Нужно было массово создавать гербы, и началось масштабное герботворчество – почти пятьсот городов в стране получили тогда гербы.
- И как же столько гербов можно было придумать за относительно короткий промежуток времени?
- При создании гербов уездных городов герб обычно делился на две части. В верхней части помещался герб губернского города, а в нижней помещалась эмблема, характеризующая именно этот уездный город. Например, Калязин – это монастырские ворота, Кашин – три ступки белил, Бежецк – куст малины. В нашей губернии в эту схему не уложились лишь несколько уездных гербов.
- Какие же города стали исключениями?
- Старица, Зубцов, Торжок, Осташков, Вышний Волочек. Их гербы было составлены до 1778 года. Гербы Осташкова и Вышнего Волочка были составлены в 1772 году, а Старицы, Торжка и Зубцова – при Петре I.
- А можно ли считать козла одним из гербов?
- Нет, это не герб, а прозвище, которое выражалось в знаковых эмблемах.
- Как давно существует это прозвище?
- Нам известны региональные прозвища на Руси с четырнадцатого века. На мой взгляд, «тверские козлы» – самое древнее региональное прозвище.
- А как жителей других регионов называли в старину на Руси?
- Например, рязанцев называли косопузами, потому что они носили топор за поясом, пермяков – солеными ушами (в Перми добывали соль и носили ее на плечах в мешках), владимирцев – водохлебами и так далее.
- А почему тверичей называли козлами?
- Я считаю, что самая главная причина – это характер тверичей. Задорный, боевой. Не случайно первое упоминание о тверском козле относится к 1237 году, когда в Твери случилось первое антиордынское восстание на Руси. Непокорность, нежелание подчиняться, вероятно, уже тогда были основой, одной из главных черт тверского характера.
Впрочем, Владимир Гиляровский, написавший знаменитую книгу «Москва и москвичи», объясняет по-другому возникновение выражения «тверские козлы». Гиляровский писал, что во второй половине девятнадцатого века выходцы из Твери «приватизировали» в Москве бизнес по распилке дров и ходили с козлами по дворам. И потому их и стали звать козлами. А вот у археологов на этот счет другое мнение.
- Какое же?
- Археологи считают, что козлами жителей нашего города называли за сапоги, которые в Твери шили из сафьяна, хорошо выделанной козлиной кожи. Сапоги шили и мужские, и женские. Причем интересно, что мужские, в отличие от женских, были с высокими каблуками.
- Странно, зачем мужчинам были нужны сапоги с высокими каблуками?
- Чтобы лучше держаться в стременах. И потому, когда мужчина шел переодеваться, у него была странная походка. Отсюда и пошло слово «выкаблучиваться».
Разные истории накладывались одна на другую и создался удивительный бренд – тверской козел. И он стал эмблемой. У этой эмблемы богатая история: рогатый человек был изображен на монетах великого княжества тверского, много позднее тверской вокзал был украшен колоннами с рогами. Были там и маски козлиные, но они не сохранились. Лишь одна осталась в железнодорожном музее.
Один факт, как говорят французы, – это анекдот, а два факта – это история. К слову сказать, мало кто знает, что на берегу Волги в районе памятника Афанасию Никитину стоял памятник козлам, который был снесен в 1979 году.
- Почему так не везло у нас козлам в 1979 году? В Куженкино в тот год снесли столб с козлом, в областном центре – памятник козлу?
- Полагаю, что это связано с первым секретарем обкома КПСС Павлом Артемьевичем Леоновым, который, как рассказывают, очень не жаловал «козлиную» тему, не хотел, чтобы она имела публичное звучание.
- В советское время тема «козла» была маргинализирована…
- Да, двадцатый век внес колоссальные изменения в менталитет русского народа, в наши традиции, культуру, в настроения людей. Это коснулось и региональных прозвищ. В нашем музее есть два экспоната, которые я считаю одними из самых драгоценных в нашей коллекции. Не в смысле стоимости, а в смысле передачи традиций.
- Какие же это экспонаты?
- Есть фотография девушки, времен Первой мировой войны. Эта девушка попросила своего парня написать что-нибудь ей на память на обороте фотографии. И он написал: «люби и помни своего козла. 23 августа 1916 года». Совершенно необыкновенная вещь!
А «антипод» этой фотографии – ножницы из ишимской колонии строгого режима, относящиеся к шестидесятым годам прошлого века. Надпись на ножницах такая: «наступи менту на шею, задави его козла». Эти два экспоната наглядно показывают, как менялся менталитет человека в те времена, его представления о добре и зле. Я считаю, что в двадцатом веке произошла антропологическая катастрофа: человек потерял историческую память, семейную память и даже изменился внешне.
- Получается, ваш музей не только про козлов, но и про эту катастрофу?
- Да. К нам приходит много студентов из школьников, и я им говорю, что катастрофа происходит не тогда, когда кто-то провалил экзамен или получил двойку, а когда он потерял память. Семейную и историческую.
«У нас с памятью отлично», – говорят мне они.
«Отлично. Назовите тогда фамилию имя и отчество своего прадедушки и прабабушки. А лучше – четырех».
И почти всегда вместо ответа – тишина.
«В таком случае вас всех ждет наказание, – объясняю я им. – Когда вы окажетесь в статусе прадедушки или прабабушки, о вас не будут ничего знать правнуки. Вы сами, и все что вы сделали, все забудется. Некому будет за вас даже свечку поставить в храме. Придете домой, спрашивайте родителей, восстанавливайте историческую цепочку. И тогда изменится все, даже ваша внешность».
Помню такой случай: приехала в наш музей бабушка с внуком из Вышнего Волочка. Я спросил его о прадедушке и прабабушке, а он ничего о них не знает. И бабушка его заплакала – ведь ее внук ничего не знал о ее родителях! Я считаю, что, если происходит восстановление этой исторической нити, наш музей существует не зря.
- А есть у вас необычные экспонаты?
- Конечно, есть, и их немало. Например, в нашем музее есть изображение удивительного предмета – рогатой кички. Поясню: раньше, когда девушка выходила замуж, она надевала рогатую кичку, символ того, что она станет матерью и продолжит род.
Если же в семье не было детей из-за мужской проблемы, она давала мужу поносить эту рогатую кичку. Это называлось наставить рога. И никаких иных значений это выражение тогда не имело. Но что у нас в головах? Что у нас произошло с региональными традициями, с исконными выражениями? С пониманием того, где добро, а где зло?
- То есть вы считаете задачей музея помочь людям восстановить утраченные ценности, разобраться с тем, что есть зло, а что добро?
- Безусловно. Я считаю, что задача нашего музея, как и любого частного музея, - это не передача информации, а создание настроения у людей, их объединение ради будущих поколений.
- Как много людей посещают музей козла?
- Порядка тридцати тысяч людей каждый год бывают в нашем музее.
- Сами зарабатываете или на бюджете?
- Мы зарабатываем сами, не используем бюджетных средств.
- А городские власти вам помогают?
- Да, и спасибо им за это. В конце прошлого года городские власти передали нам здания на Радищева в безвозмездное пользование. Там мы будем делать несколько музеев: музей необычных коллекций, геральдический музей, музей тверского герба, музей одного экспоната, музей русской карамели с мастер-классом и выставочный зал, где будут показываться частные коллекции со всей страны.
- Еще кто-то вам помогает?
- Делаем все на собственные деньги, и еще нам помогают тверские предприниматели и рядовые граждане. Они нам перечисляют разные суммы. Кто-то – тысячу, кто-то десять тысяч. Мы всем этим людям очень благодарны.
Меня потряс мальчик, который перечислил нам тридцать рублей, которые ему мама дала на мороженое. Эти тридцать рублей он перечислил на музей коллекций.
- Удивительный случай! Когда планируете открыть на Радищева новые музеи?
- Мы уже начали работы, вывезли двадцать шесть машин мусора, в настоящее время ведем ремонт. К декабрю этого года планируем открыть новые музеи.
- Успехов вам, Владимир Ильич в вашем благородном деле!
- Спасибо.
Справка редакции «Вся Тверь»:
ЛАВРЕНОВ Владимир Ильич, кандидат исторических наук, доцент, геральдист, долгое время работал на кафедре историографии и источниковедения исторического факультета ТвГУ. Родился 1962 г. в Североморске. В 1987 г. закончил истфак КГУ и сразу стал читать лекции и вести семинары на факультете. В 2000 г. защитил диссертацию на тему «История Тверского края в гербах, эмблемах и символах XIV-XIX веков».
Автор гербов многих районов и городов Тверской области, современного дизайна гербов региона и областного центра. Член Геральдического совета при Президенте РФ, почётный работник науки и образования РФ, бакалавр богословия. Автор (персонально и в соавторстве) более 100 книг и статей, некоторые из которых были опубликованы не только в российской, но и в зарубежной печати.
Записал Евгений Новиков