
15 октября 1742 года императрица Елизавета Петровна пожаловала дворянство Михайле Сердюкову и его потомкам. Это была награда создателю Вышневолоцкой водной системы. Михаил Сердюков (при рождении Бароно Силингинов, или Бароно Имегенов) в энциклопедии назван «российским купцом монгольского происхождения». Выдающийся гидротехник-самоучка сначала работал помощником в лавке московского купца Сердюкова, который и дал мальчику Бароно новое имя и свою фамилию. После смерти своего приемного отца Михаил Сердюков переехал в Вышний Волочек, где как раз начиналось строительство судоходного канала, и любознательный юноша интересовался у голландских инженеров, как идет строительство, самостоятельно изучал гидротехнику. Канал был построен неудачно и работал с большими перебоями. Когда из-за паводка перестали работать шлюзы, Сердюков обратился к императору Петру Первому с предложением отремонтировать канал. Петру предложение понравилось, и он поручил Сердюкову полное переустройство Вышневолоцкой системы. Сердюкову пришли в голову сразу несколько выдающихся гидротехнических идей. Он предложил перегородить реку Шлину, чтобы увеличить уровень воды в Тверецком канале. Второй идеей было создание нового канала со шлюзом, обходящего неудобный для судоходства участок Цны, а также устроить специальный водоем (бейшлот), который обеспечивал бы необходимый уровень воды в канале. Самый же необычный замысел был в том, чтобы перевести страдавший от дефицита воды водный путь на периодический режим работы, попеременно накапливая воду в водохранилище и выпуская её под большие караваны – такая инженерная практика в России применялась впервые.
15 октября 1892 года в городе Лихославле родился литератор, член группы писателей, объединившихся при кооперативном издательстве «Никитинские субботники», автор романов «Подземные воды» и «Город энтузиастов» Михаил Яковлевич Козырев.
15 октября 1941 года Совинформбюро сообщило: «Группа бойцов из партизанского отряда под командованием тов. Ж., оперирующая в захваченных районах Калининской области, после очередной разведки возвращалась в штаб. В деревне М. крестьяне сообщили разведчикам о том, что 20 фашистских солдат разграбили соседнюю деревню и сейчас двигаются по шоссейной дороге в свою часть. Выбрав удобную позиции неподалеку от дороги, партизаны устроили засаду. Вскоре показался конный обоз с награбленным. Как только фашисты достигли расположения засады, в грабителей полетели гранаты. 10 немцев было убито на месте, остальные разбежались, оставив на дороге награбленное добро».
15 октября 1966 года в Калинине к причалу речного вокзала пришвартовался трехпалубный теплоход «Афанасий Никитин». Этот теплоход был построен в Чехословакии, а имя нашего земляка получил в честь 500-летия хождения тверского купца за три моря. Вообще-то, теплоход «Афанасий Никитин» курсировал по маршруту Москва – Астрахань, а в наш город специально наведался с визитом дружбы.
15 октября 1987 года свой первый концерт во Дворце культуры «Химволокно» дал самодеятельный цыганский ансамбль «Бахтори», что в переводе на русский означает «Счастье». Поддержку молодому цыганскому коллективу оказал руководитель театра «Ромэн» народный артист СССР Николай Сличенко.
8°C





