
С помощью сервиса «Знай своего клиента» ЦБ РФ информирует банки о том, насколько рискованную деятельность ведет какой-либо клиент в части так называемого антиотмывочного законодательства. В общей сложности платформа охватывает семь млн организаций и ИП по стране. И все они делятся на три группы в зависимости от группы риска: низкую, среднюю и высокую – условно это знакомые всем цвета светофора: зеленый, желтый и красный. Оказавшиеся в красной группе должны быть готовы к тому, что банки могут отказать в проведении операций, хотя, стоит отметить, сама оценка не приговор, клиент при несогласии с банком имеет возможность ее оспорить.
Сам сервис «клеймо» не ставит. Его информация носит вспомогательный характер. Последнее слово остается за самой кредитной организацией и, как уже отмечено, в случае несогласия клиента с оценкой – за межведомственной комиссией при Банке России.
В желтую группу включается бизнес, который был замечен в совершении подозрительных операций наряду с нормальными. В зеленую же попадают только те клиенты, что ведут исключительно реальную экономическую деятельность. Заместитель управляющего тверским отделением Банка России Владимир Чирков считает, что подобная сортировка позволит сократить число безосновательных отказов и блокировок счетов от банков. Ведь, если компания добросовестная, ей больше не смогут отказать по неведомой причине в проведении операции, если контрагентом является такой же клиент из зеленой группы.
Еще один существенный плюс для банков: теперь они будут собирать от клиентов гораздо меньше различных бумаг, которые были необходимы для решения ранее.