
От Пушкина до нашего времени
Не так давно в Твери завязалась дискуссия о том, мог ли великий поэт Александр Пушкин, не раз бывавший в нашем городе и останавливавшийся в гостинице Гальяни (ныне это на улице Дементьева), любоваться из окна раскидистым деревьями боярышника, которые и сейчас растут на этом месте?
Мнения высказывались разные, но специалисты-дендрологи категоричны: боярышник столько не живет. Вроде бы вердикт вынесен: Пушкин именно эти деревья не видел. Но есть одно существенное «но». Утверждая, что поэт не видел именно эти деревья, ученые тем не менее подчеркивают, что боярышник – корнеотпрысковое деревце, которое возобновляется вегетативным путем. А это значит, что Пушкин, говоря простыми словами, был знаком с «дедушкой» или «прадедушкой» деревьев, которые мы видим сейчас у бывшей гостиницы Гальяни. То есть в наши дни мы видим не копию, а «новую авторскую версию». А значит, и Пушкин в известном смысле видел те же самые деревья.

А вот дуб черешчатый, который растет в Затьмачье на улице Троицкой (рядом с Тихвинской), Александр Сергеевич мог видеть, когда проезжал или гулял по Твери. Ведь дуб этот был посажен в 1811 году и теперь он в списке памятников природы всероссийского значения.
Это дерево считается самым древним в Твери. Соперничать с ним по возрасту могут лишь старые дубы в парке Воксал (за мечетью). Известно, что там есть дуб, который растет с 1821 года. Он лишь на десять лет младше дуба с Троицкой.

Кто-то спросит: возможно ли с такой точностью называть возраст деревьев? Да, можно. Теперь у ученых есть специальные приборы, в том числе особый томограф, с помощью которого можно посчитать годичные кольца дерева. Есть в распоряжении исследователей резистограф, с помощью которого можно делать тончайшие пропилы (такие не приносят вред дереву). Компьютер при этом фиксирует разные параметры, например, сопротивление сверлу. Таким образом определяются границы годичных колец и, соответственно, – с большой точностью возраст дерева.
С помощью таких инструментов, например, были обнаружены дубы, которым по восемьсот и даже тысяче лет. Правда, в Твери и в нашей области такие деревья-долгожители пока не найдены.
Евгений Николаев, фото автора
2°C





