Пряталась от немцев в лесу
Сегодня, 29 августа, в день рождения Риммы Николаевны, ее родные и коллеги не раз вспомнят добрым словом этого неординарного человека. А родом она из простой семьи. Отец, Николай Петрович Бабанов, трудился на вагонном заводе слесарем. Мать, Анастасия Ивановна, работала швеей. Римма была старшим ребенком в семье. В 1940 году родилась ее младшая сестра Нина, а в 1947-м – брат Анатолий.
Римма Николаевна принадлежала к поколению «детей войны». Отца забрали на фронт, а Римма с матерью и сестрой осенью 1941 года были вынуждены прятаться от немцев в лесу под Калинином, недалеко от Бурашева, жили в землянке. Николай Петрович в 1945 году вернулся домой, вновь стал работать на заводе. Военные годы Римма с матерью и сестрой провела в деревне, у Бабановых было личное хозяйство с козами и курами, которое держалось в спорых и ухватистых руках бабушки Риммы − Федосьи Филипповны. Мать работала в колхозе. Приходилось тяжело, но не голодали. Жизнь в городе после деревни уже не казалась непосильным бременем…
В первый класс Римма Бабанова пошла в Бурашевскую школу, однако, затем перешла в начальную школу деревни Николо-Малица. Дело в том, что Бабановым дали новое жилье на окраине города, в районе Комсомольской рощи, в барачном доме, где проживало 11 семей. В 1951 году Николай Бабанов получил от завода двухкомнатную «сталинку». К тому времени Римма была ученицей женской школы №8 рядом с вагонным. И училась она блестяще! В 1955 году окончила школу с серебряной медалью и решила поступать в медицинский институт, который тогда только открылся. Впрочем, вступительных экзаменов сдавать не пришлось – медалистке оказалось достаточно пройти собеседование, чтобы стать студенткой лечебного факультета.
Обстоятельный очерк о профессиональном становлении и ярком жизненном пути Риммы Николаевны опубликовал журналист и краевед Борис Ершов в книге «Мы сделали свое дело. Очередь за вами», посвященной нашим известным землякам. Попробуем выделить главное в работе и судьбе нашей героини.
Мать, врач и…главный врач
В 1956 году кафедру психиатрии в мединституте возглавил Виктор Михайлович Шпак, специалист, влюбленный в свое дело. На лечебном факультете он вел кружок по психиатрии, который посещала Римма Бабанова. Она заинтересовалась проблемами теоретической и практической психиатрии, историей ее развития на Тверской земле, в частности, больницы в Бурашеве, возникшей в девятнадцатом столетии. И когда после госэкзаменов зашла речь о распределении, Римме предложили работу в психоневрологическом диспансере на улице Фурманова. Она согласилась, став участковым врачом-психиатром. Тогда наша героиня уже была замужем. За год до окончания вуза она вышла замуж за Евгения Константиновича Виноградова, строителя по профессии, с которым жила по соседству. В 1961 году у молодых супругов родилась дочь Светлана.
В молодости многое по плечу: и детей растить, и совершенствоваться в выбранном деле, достигая профессиональных высот. Вот и Римма Виноградова дома вкушала радость материнства, а на работе набиралась опыта, училась у старших коллег. Конечно, было непросто. Начать с того, что сам диспансер размещался в довольно убогом помещении – деревянном домике барачного типа. Римма Николаевна принимала больных, проживавших в Пролетарском районе города, но приходилось выезжать и в сельскую местность – летом в телеге, а зимой в санях. О служебных автомобилях речи не шло. Ездила молодой врач и в другие города – учиться. Так, в самом начале трудового пути она четыре месяца набиралась знаний и опыта в Санкт-Петербурге у профессора Измаила Федоровича Случевского, а маленькая дочь была на попечении свекрови. И затем Римма Николаевна, как принято говорить, профессионально развивалась, регулярно выезжая на семинары. Через какое-то время ее перевели в стационар при диспансере, а когда она доказала, что может успешно справляться с работой, назначили заведующей организационно-методическим кабинетом. Здесь внимания Риммы Николаевны требовал широкий круг вопросов. Назовем, пожалуй, главные из них: создание специальных кабинетов и отделений при районных больницах, рабочих мест для трудоустройства и обучения психически больных граждан на предприятиях региона. Только в областном центре таких мест насчитывалось 225. Вновь и вновь Виноградова отправлялась в командировки по районам, создавая условия для оказания психиатрической помощи землякам.
В 1972 году Римме Николаевне поручили исполнять обязанности главного врача психоневрологического диспансера. С приставкой «и.о.» она не расставалась долго, кандидата на столь ответственную должность не находилось, а в облздравотделе Римме Николаевне настоятельно рекомендовали стать главным врачом. Между тем, она ждала второго ребенка… В 1974 году Римма Виноградова родила вторую дочь (Наталью) и, заручившись поддержкой руководства облздрава, возглавила диспансер на полных основаниях.
Стройка, рост и развитие
Главная задача, которую предстояло решить новому главврачу, заключалась в реконструкции и модернизации лечебного учреждения. А именно − в возведении нового здания диспансера. Проект реконструкции уже существовал (хотя его пришлось дорабатывать). Дело было за «малым» − собственно, построить здание. Ввязаться в реальную стройку – это могло показаться авантюрой со стороны молодого руководителя. Но смелости Римме Николаевне было не занимать. К счастью, она не оказалась одинока – ее инициативность и энергия находили отклик у представителей городской и областной власти, директоров крупных предприятий города, медицинского сообщества, ближайших коллег. В каждодневных хлопотах, решении многих незнакомых доселе организационных и хозяйственных вопросов Римма Виноградова росла как руководитель, укреплялся ее авторитет. В результате новый корпус диспансера, который возводили «всем миром», открылся в 1979 году. И это было общим успехом. Численность коллектива возросла с 60 до 150 сотрудников, стационар увеличился с 40 до 150 коек, открылись новые подразделения.
1990-е годы стали испытанием для всех организаций и коллективов. Тверской областной психоневрологический диспансер не был исключением. Но всегда ощущалась поддержка властей, помогавших в обустройстве мастерских и различных ремонтах. И даже в столь трудные времена лечебное учреждение активно развивалось. Были открыты дневные стационары, амбулатория, взялись за организацию центра психического здоровья и амбулаторного отделения для детей, начала работу судебно-психиатрическая экспертиза. Такие существенные преобразования были продиктованы реальной ситуацией: в 1990-х в регионе было около 52 тысяч человек, страдавших психическими расстройствами. А официально зарегистрированных – около 29 тысяч.
К сожалению, с течением времени количество больных не снижалось. Более того, росло число пожилых людей, страдающих психическими расстройствами. При тверском диспансере открыли геронтопсихиатрическую службу, аналогов которой не было в других областях. Появлялись и другие направления, способствующие реабилитации пациентов. Открылся драмкружок, театр кукол, в котором актерами были сами больные. Руководство диспансера издавало книжечки со стихами пациентов, что, конечно, благотворно сказывалось на самочувствии авторов.
Психиатрия без границ
Долгое время душевнобольные в нашем обществе оставались изгоями. Между тем такие люди зачастую требуют особенно чуткого участия… За последнее десятилетия наша страна прошла большой путь в деле развития психиатрической помощи. В 1992 году вышел закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании. Только в конце двадцатого века мировое сообщество признало организацию помощи душевнобольным в нашей стране полноценной системой современного здравоохранения. А раньше отечественных психиатров даже не приглашали на международные конференции и семинары.
Не беремся судить, насколько велик вклад в столь важные процессы Риммы Николаевны Виноградовой, но то, что в этом есть ее лепта – очевидно! Благодаря ее коммуникабельности и умению объединять людей тверские психиатры наладили связи со своими коллегами из Европы, обменивались опытом с врачами из Германии, Франции, Голландии. Римма Николаевна не замыкалась на заботах своего лечебного учреждения, активно взаимодействовала с коллегами. Она была автором около 30 публикаций в специальных медицинских изданиях, входила в состав редколлегий журналов «Социальная и клиническая психиатрия», «Психическое здоровье», «Российский психиатрический журнал», являлась членом правления Российского общества психиатров, членом-корреспондентом Академии медико-энерго-информационных наук. У тверского психоневрологического диспансера были установлены надежные деловые контакты с Московским НИИ психиатрии Минздрава РФ, с Санкт-Петербургским НИПИ им. Бехтерева, Государственным научным центром социальной и судебной психиатрии им. Сербского, научным центром психического здоровья РАМН.
Почет и память
В 1992 году Римме Николаевне было присвоено почетное звание «Заслуженный врач Российской Федерации». Она была награждена орденом «Знак Почета», орденом Дружбы, знаком «Отличника здравоохранения», нагрудным знаком Губернатора Тверской области «За заслуги в развитии Тверской области», Крестом Святого Михаила Тверского. В 2015 году за большой личный вклад в развитие медицинской науки и здравоохранения Твери Римме Николаевне Виноградовой было присвоено звание Почетного гражданина города.
Увы, она не избежала тяжелых ударов судьбы. В 2003 году скончался ее супруг Евгений Константинович. А в 2006-м в возрасте 45 лет трагически погибла старшая дочь Светлана. В городе ее сбил автомобиль, когда она переводила через дорогу пожилых людей.
Несмотря на большую загруженность на работе и порою трагические личные обстоятельства, Римма Николаевна оставалась сердечным человеком, умеющим жить для других. Была хорошей хозяйкой, ценила общение и дружбу, любила театр. Земляки ее уважали. Она входила в состав Общественной палаты города Твери, в Совет старейшин Ассоциации Тверских землячеств.
В 2007 году Римма Николаевна покинула пост главного врача диспансера, работала как врач-психиатр, при этом была главным внештатным психиатром Тверской области. В 2016 году под ее непосредственным руководством в диспансере открыли музей, посвященный истории становления и развития психиатрической службы области. Очень важно, что свой опыт и профессиональные знания она передала в надежные руки. Диспансер возглавила ее дочь, кандидат медицинских наук Наталья Евгеньевна Максимова.
Римма Николаевна ушла из жизни 3 августа 2021 года, совсем немного не дожив до своего 83-летия. Она всегда оставалась верна выбранному делу и служению людям и сама запомнилась как мудрый, отзывчивый и радушный человек. Спустя год в лечебном учреждении была установлена памятная доска, посвященная Римме Николаевне Виноградовой.
Подготовил Борис Славин