Одним из пионеров этого направления стал немецкий профессор фотохимии Адольф Митте, сконструировавший в 1901 году фотокамеру для «естественной цветной фотографии». Принцип действия был достаточно прост. На фотопластину через три цветных фильтра RGB проецировалось три негативных изображения, при воспроизведении которых в обратном порядке получалось полноцветное изображение.
Технология привлекла внимание российского фотографа Сергея Михайловича Прокудина-Горского. Пройдя небольшую стажировку у Митте в 1902 году, отечественный мастер фотодела решил усовершенствовать иностранную разработку. Главной проблемой цветной съёмки в те времена была неимоверно долгая выдержка для создания каждого кадра, что сразу отсекало возможность съёмки живых объектов. Прокудин-Горский разработал и запатентовал более светочувствительные бром-серебряные фотопластины, благодаря которым для экспонирования изображения достаточно было нескольких секунд. С этим он и отправился в свои первые путешествия по Российской Империи.
Фотографии Прокудина-Горского выделялись невероятным качеством цветовых оттенков. Даже сегодняшние камеры не смогут передать ширину цветового диапазона его пластинок. И неудивительно, что в мире это достижение сразу же отметили. В 1906 году фотограф получил золотую медаль на Международной выставке в Антверпене и медаль за «Лучшую работу» в области цветной фотографии от фотоклуба в Ницце. Однако главной своей задачей Сергей Прокудин-Горский видел создание максимально большого количества снимков объектов Российской Империи.
Фотограф понимал, что чем раньше он это сделает, тем больше памятных моментов останется для потомков. И действительно, многие объекты в советский период оказались разрушены, и коллекция Прокудина-Горского оказалась единственным документом, благодаря которому современные зодчие имеют возможность детально, во всех цветах, восстановить старину.
Конечно, он осознавал, что собственных сил может не хватить. Помогла неожиданная удача. Известность профессора привлекла внимание младшего брата императора – Михаила Романова. В результате в 1909 году Прокудин-Горский был удостоен аудиенции Николая II и продемонстрировал царской семье свои работы.
Результат оказался более чем положительным. Восхитившись качеством снимков и услышав пожелание фотографа, император предоставляет ему полный доступ ко всем объектам страны и берёт полные транспортные расходы. Для путешествия по рекам Прокудину-Горскому выделяется пароход «Шексна», для железнодорожного путешествия – пульмановский вагон, переоборудованный в лабораторию, а для покорения Урала – автомобиль «Форд». С этим мастер и отправляется творить историю.
В 1910 году Тверь станет одним из объектов съёмки. Профессор фотографии сделает множество панорам города, но большая их часть бесследно исчезнет. В 1918 году Прокудин-Горский заберёт с собой в иммиграцию только треть всего отснятого материала, около 1900 пластинок. Большая часть, по его словам, останется спрятана в России. Но где? Вряд ли мы уже узнаем… Из нескольких десятков сохранившихся кадров Твери, большая часть отражает архитектурные произведения тверского музея. Непосредственно тверских пейзажей не так много. Давайте пройдёмся по городу и попробуем отыскать непосредственные места съёмок, где Сергей Прокудин-Горский устанавливал свой фотоаппарат.
Первый кадр представляет собой вид вверх по течению Волги. Фотография сделана с высоты Старого моста, немного ближе к левому берегу. За прошедшие сто с лишним лет, ландшафт здесь серьёзно изменился. Русло реки стало намного шире, но при этом сохранило свои очертания. На горизонте можно видеть уже существовавший на тот момент Верхневолжский завод железнодорожных материалов.
На следующем кадре запечатлено нижнее течение Волги и центральная часть города. Свой фотоаппарат Прокудин-Горский установил с краю Старого моста, немного не доходя до ворот нынешнего горсада. Нижней части гранитной набережной в то время ещё не существовало. Плоты, лодки, вдалеке пристань, знакомые очертания города и Свято-Екатерининский монастырь.
Вид на Воскресенскую церковь и левый берег реки. Большая часть архитектуры столетней давности до сих пор сохранилась, поэтому найти точку съёмки не сложно. Она на набережной, несколько правее балюстрады.
Вид на набережную вверх по течению. Найти точку съёмки здесь тоже не составит труда. Вопреки всем, кто делал это раньше, место, откуда Прокудин-Горский создал панораму, находится не около Нового моста, а значительно дальше. На переднем плане находится пирс и спуск к нему, где в советское время будет располагаться ресторан «Орёл». На фотографии мы видим причаливший пароход, возможно тот самый, на котором фотограф плавал по Волге.
Метров на пятьдесят дальше макета камеры-обскуры располагается точка съёмки последней из сохранивших фотографий набережной Твери. Вид на устье Тверцы и Свято-Екатерининский монастырь.
На очередном сохранившемся снимке видим южные ворота Спасо-Преображенского собора. Отметим, что современная архитектура сильно отличается в деталях от оригинала.
А вот найти место, с которого Прокудин-Горский сделал фотографию церкви Николы в Капустниках, уже не представляется возможным. Сегодня на этом месте располагается территория стадиона «Химик». Территория претерпела кардинальные изменения. Не сохранилось ни одной точки привязки. Известно лишь то, что корпус церкви располагался параллельно Волге и находился в устье Тьмаки. Примерное место съёмки я отразил в своём кадре.
Жёлтиков Успенский мужской монастырь, располагавшийся в 4 верстах от Твери, фотограф решил запечатлеть с юго-западной стороны. Точку съёмки можно найти возле железнодорожной насыпи, на окраине села Никольское. Вот только вид отсюда открывается достаточно плачевный. Густая растительность не позволяет найти подходящего ракурса. Да и сам монастырь в советский период был уничтожен.
Не менее печальную картину видим и при попытке найти место съёмки Каулинской фабрики (мануфактуры Берга, фабрики Вагжанова). Для этого ракурса Прокудин-Горский выбрал точку съёмки с насыпи уже существовавшего моста через Тьмаку. Но сегодня сквозь листву можно увидеть разве что вершину единственной сохранившейся трубы.
Текст и фото: Сергей Самцов