«Социальные инженеры», как высоко прозвали мошенников-манипуляторов специалисты, работающие в сфере информационной безопасности, продолжают пользоваться старыми схемами обмана. Самыми излюбленными из них остаются три: «звонок из банка», «покупатель-продавец», «просьба о помощи». Все, кто представляется банковским служащим, напирают на чувство тревоги людей: они, играющие под маской авторитетных сотрудников кредитной организации, начинают доказывать жертвам, что их деньги находятся в опасности. Злодеи то пытаются обчистить счета, то оформить непрошеный кредит на имя честного гражданина. Обеспокоенные люди верят своим «защитникам» и выполняют, как заколдованные, у банкомата все, что им говорят. Для мошенников все барьеры падают: они получают доступ к счетам. И потом с легкостью похищают средства.
В сети на уловки частенько попадаются продавцы в интернет-магазинах. На их товар (это может быть что угодно) выходят злоумышленники и, прикидываясь заинтересованными покупателями, рвутся совершить предоплату. И запрашивают они явно лишнее – то, что вовсе не требуется для перевода средств: те самые заветные три цифры с оборотной стороны карты – CVV-код. Продавец, который, может, и знать не знал про порядок расчетов, думает, что так и должно быть. Он сообщает код карты, отправляет пришедший на телефон смс-код – и лишается денег. Также псевдопокупатель может внести предоплату за товар, а потом отказаться и попросить вернуть деньги. После этого с предоплатой с карты продавца пропадают все остальные средства.
Вживаются мошенники и в роли самых близких людей жертвы, взламывая их аккаунты в соцсетях. Когда в диалоге с друзьями или родными внезапно начинают фигурировать просьбы о денежной помощи, лучше выйти на личный контакт с человеком – просто позвонить ему и убедиться в том, что это он (или не он, что более вероятно).
Всего несколько минут разговора по телефону могут предупредить хищение средств с карты. То же касается и лжебанкиров. Если гложет страх за безопасность финансов, нужно просто позвонить в банк и разобраться с этим вопросом. И, разумеется, всегда готова принять сообщения о подозрительных звонках полиция.
Как говорится, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. К спасению собственных финансов это тоже относится.