Кира Степановна посвятила себя газете, людям, о которых и для которых она писала. Более 45 лет Кочеткова проработала в печатных изданиях. В 1970 году она пришла в областную молодежную газету «Смена». Свыше 30 лет проработала в «Калининской правде»-«Тверской жизни», где была заместителем главного редактора. Она застала золотую пору СМИ, когда газета являлась непререкаемым авторитетом, реальной четвертой властью. Пережила бурные 90-е с совсем другими историями и героями на страницах. При этом, не выпадая из актуальной повестки, умудрялась оставаться верной себе, своему стилю. Она очень любила свою работу, которая была ее жизнью. Сколько встреч, историй случалось с ней в поездках по региону – раньше материалы собирали не в интернете. За ними ехали на машине, застревали на лесных дорогах, мерзли, мокли, а потом отогревались за дружеским столом. Общались с запланированными респондентами и случайными попутчиками. Записывали на коленках в блокноте. Все это требовало сил. И давало силы.

Сама по себе маленькая и хрупкая, Кира Степановна была большой личностью. О чем, можно сказать, свидетельствуют награды – Кочеткова получила звание «Заслуженный работник культуры РФ», была удостоена Благодарности Президента РФ и Креста святого благоверного князя Михаила Тверского, награждена почетным знаком «За заслуги перед профессиональным сообществом», специальной премией Губернатора «Лучший журналист года», удостоена награды Союза журналистов РФ «Честь, достоинство и профессионализм», знака «Золотой фонд прессы».

Но главным образом, о Кире Степановне, как о человеке большой души и большого таланта, свидетельствуют люди, которые помнят, любят, уважают.
Киры Степановны не стало 24 февраля 2022 года. Сразу после ее ухода в тверских СМИ прошло много публикаций, посвященных этому человеку. Не дежурных релизов, а очень личных.

Так, Максим Страхов, кандидат медицинских наук, доцент, член Союза журналистов России, лауреат премии им. М.А. Булгакова, говоря о ней, как о человеке необыкновенно светлом, искреннем, любящим молодежь и всегда переживающим за новое поколение, поделился: «Когда-то, уже довольно давно, «Ржевская правда» предложила мою кандидатуру для вступления в Союз журналистов России. Мне, по-моему, тогда только исполнилось девятнадцать! Местные «зубры пера» встали на дыбы: молодой ещё, зелёный, без стажа работы в редакциях, к тому же учится в медицинском, а не на филфаке… Провал был неминуем. Но, выслушав коллег и зная мои работы, в том числе и на станицах «Тверской жизни», именно она, Кира Степановна Кочеткова, довольно спокойно, но настойчиво высказалась по этому поводу. Закончила она своё выступление судьбоносной фразой: «Из этого парня выйдет толк, я в это искренне верю и прошу дать ему этот аванс. Он оправдает доверие, не сомневаюсь!» И к ней прислушались. По-другому и быть не могло: слово Кочетковой – последняя инстанция! Всю жизнь буду благодарить ее за этот момент, словом и делом оправдывать ее волшебное доверие!»
Она не боялась браться за масштабные задачи – и в результате в регионе запускались проекты на долгие годы, выходили в свет книги. Она хранила традиции и создавала их. Об этом говорят и сейчас.

Дочь легендарного Гария Горевого, подвижника тверской земли, заслуженного путешественника СССР, доцента ТвГУ, видного военного ученого, краеведа Светлана Прокофьева написала во «Всю Тверь»: «Этот год удивительный для четы Кочетковых: Киры Степановны (15.02.1945) и Юрия Григорьевича (24.08.1945). Два юбилея.
Семья Горевых знакома с семьей Кочетковых еще с 80-х, так как Гарий Семенович, мой отец, и Юрий Григорьевич служили вместе в НИИ-2 минобороны РФ. А с начала 2000-х годов под эгидой газеты «Тверская жизнь» ежегодно проводились водные военно-патриотические экспедиции по рекам Верхневолжья и прилегающих регионов. Руководителем был мой отец. Всю хронику экспедиций освещала Кира Степановна. Она была прекрасным организатором, удивительным человеком, талантливым во всем, глубоко интеллигентным, с добрым сердцем, открытой душой, умела найти подход к любому, с кем взаимодействовала. А еще – профессионалом высочайшего уровня».

С легкой руки Киры Степановны многие журналисты стали участниками этих экспедиций, открывали для себя и свои возможности, и совсем другой мир. В том числе и я.

Я работала с Кирой Степановной в «Тверской жизни». И видела, как она умела в рутинные будни добавить лирических нот, эмоциональности, человечности. Выдавая большие объемы журналистских материалов, выполняя многочисленные обязанности, связанные в руководящей должностью, она всегда находила время для задушевной беседы. Особенно, когда та была необходима человеку. Я видела, как она брала под крыло молодых журналистов, становилась их наставником, некоторых по-матерински опекая и в работе, и в жизни (в честь нее даже таким редким именем одна из ее подопечных назвала дочку). Ее вера в тебя придавала силы, это совершенно точно.

Она никогда не оставалась равнодушной, если к ней обращались за советом. И удивительно – с годами эта включенность в окружающее не ослабевала, ей как-то удавалось не выгорать… А ее материалы продолжали отличаться душевностью и искренностью. Может, порой в ускорившемся времени это казалось несколько излишним. Но среди читателей газеты было много почитателей таланта Кочетковой, продолжающих ждать ее статей.
После того, как не стало «Тверской жизни» и коллектив главной газеты области разбросало кого куда, Кира Степановна была одним из тех, кто продолжал объединять. Она звонила, интересовалась и реально поддерживала, например, помогала найти работу, обращаясь к людям, уважавшим и ценившим ее.
Очень легко вспомнить и сейчас интонации ее голоса – они были уникальными. Это дорогого стоит – Ваши слова, Кира Степановна. Спасибо Вам за уроки мудрости и мастерства, душевное тепло. Коллектив «Всей Твери» и «Медиасоюза», Ваши коллеги и читатели не забывают о них. И не забудут.
Татьяна Иванченко
Фото: Из архива «Тверской жизни»