Со временем, особенно в XIX веке, увеселительные мероприятия стали традицией, а елки ставились уже во всех городах страны, в том числе, и у нас в Твери.
Большинство населения нашего города жило тогда бедно. Об этом свидетельствовал великий драматург Островский, не раз бывавший в Твери: «будет кстати привести одну характеристическую черту тверских мещан, ярко выказывающую их бедность. Самое лакомое кушанье, о котором они мечтают, это жареный лук в конопляном масле. Мяса не видят почти круглый год».
Впрочем, дворяне представители купечества могли себе позволить достойно отметить наступление Нового года, но что характерно, состоятельные люди в те времена не забывали и о бедных. В Твери для малоимущих в канун Нового года устраивались различные увеселительные мероприятия, танцевальные и костюмированные вечера, делались пожертвования. А газета «Тверские губернские ведомости» публиковала отчеты по устройству новогодних праздников, списки лиц, сделавших пожертвования для его проведения. При этом в газете печатались отчеты о том, на какие именно цели они были употреблены.
А в деревнях Новый год и Рождество отмечали проще: в домах хорошенько убирались, на пол складывали еловые ветки, а одну ставили к иконам, иногда под стол помещали солому – символ вертепа, где родился Господь.
Вместо фей – стеклянные передовики
Во время Первой мировой войны, гражданской людям было не до празднования Нового года, а в советские двадцатые годы новогодние празднования и вовсе запретили.
Так продолжалось до середины тридцатых годов – именно тогда вернулся обычай встречать Новый год с украшенной елкой. Разумеется, на смену символике царских времен пришла коммунистическая. Так вместо Вифлеемской звезды на макушке елки стали устанавливать пятиконечную советскую, а на ветвях не порхали уже балерины и сказочные феи, а прочно стояли стеклянные передовики и красноармейцы. Под елкой же, само собой, находился не дед Мороз, а Пионер.
Перед Новым годом в газетах писали о празднике. Впрочем, писали довольно своеобразно: не о празднике как таковом, а о трудовых свершениях, сделанных в его преддверии. Ну, и, разумеется, о трудовых планах на будущее. Так, например, рядом с «шапкой» газеты «Сталинская молодежь» (позднее молодежная калининская газета «Смена») в канун Нового года значилось: «Советские патриоты горды тем, что к коммунизму они идут под водительством великого Сталина». Вот ведь и слово-то какое употреблено: «водительство», чувствуется в нем дореволюционное прошлое.
В годы Великой Отечественной
Осенью 1941 года Калинин оказался в оккупации, но уже 16 декабря был освобожден нашими войсками. Нужно отметить, что считанные дни потребовались тогда для того, чтобы начать выпускать в освобожденном городе газету. Она вышла уже в новогодние дни. Приоритеты были в то время такие – наладить для людей выпуск хлеба, работу водопровода, печатать газету. Она рассказывала о том, что происходит на фронте, мобилизовала в суровые военные годы людей на самоотверженный труд. Все для фронта, все для победы – это было и лейтмотивом всех газетных публикаций.
Дирижабли в небе и домики в снегу
После победы над врагом нужно было восстанавливать разрушенное в войне народное хозяйство, и в этом деле газета стала важным инструментом. Она рассказывала о трудовых буднях страны и города, о задачах и планах на будущее. То есть мобилизовала людей, вдохновляла, придавала им сил. Предновогодние публикации тех лет были посвящены не столько самому празднику, сколько – трудовым будням. Вот заголовки калининских газет послевоенных времен: «Сезонное задание выполнено», опережают время», «Готовятся к севу» и … «Навстречу весне». Удивительно: «на носу» был Новый год, а калининская газета писала, что славными трудовыми успехами встречают новый год молодые рабочие, что «каждый молодой механизатор сейчас проникнут одним стремлением по-боевому встретить весну».
Пройдет немного времени и в предновогодних публикациях появятся новые нотки. Газеты станут рассказывать уже не только о трудовых свершениях на заводах и фабриках, но и заговорят с читателем бытово, доверительно.
«Калининцы, сменив рабочую одежду на праздничный наряд, встретятся за новогодним столом, – писала газета «Калининская правда» в канун 1960 года. – С наступающим Новым городом, дорогие калининцы! Пусть он будет для всех нас еще более успешным и радостным»!
Менялась мода и на елочные украшения. Если еще недавно на елках были популярны стеклянные самолетики и дирижабли, фигурки полярников и пограничников, то в шестидесятые на смену им стали приходить новые герои. Знаковые персонажи детской литературы – доктор Айболит, Чиполлино, всякие зайчики-побегайчики и даже факиры в чалмах. Потом, в эпоху «развитого социализма» на елках горожан засверкали шары, колокольчики и уютные домики «в снегу».
В лихие и нулевые
А уж какие только игрушки не появились на елках жителей Твери в перестроечные и нулевые годы: и отечественные, и заграничные, и изготовленные разными артелями и ООО и самодельные. И на смену лесным красавицам в наши дома пришли синтетические елки. А сколько стало выходить газет! В советские годы кроме районок и заводских их было только две в регионе – «Калининская правда» («Тверская жизнь») и молодежная «Смена». А в «новое время» их стали считать десятками, если не сотнями. И каждая из них желала своим читателям успехов в каждом новом году. Большинство этих изданий теперь можно найти лишь в библиотечных архивах.
Подготовил Евгений Николаев, фото автора