Тверской СОБР совсем скоро будет отмечать свой день рождения. 25 января этому подразделению Росгвардии исполняется 28 лет. Бойцам отряда всегда доверяли наиболее сложные задачи по физической поддержке оперативных мероприятий и обеспечению общественного порядка, с чем собровцы непременно справлялись.
Работает тверской СОБР
Задержание опасных преступников, борьба с террористами, освобождение заложников – всё это про тверской СОБР. Так, например, бойцы отряда в ноябре прошлого года участвовали в задержании мужчины, который устроил стрельбу из охотничьего ружья на улице Горького в областной столице. Про количество командировок сотрудников СОБРа в горячие точки, пожалуй, говорить нет смысла, ведь их попросту не сосчитать.

В преддверии праздника, который спецназовцы отметят 25 января – СОБРу исполнится 28 лет, «ВТ» пообщалась с командиром отряда Владимиром Шерабуровым и с одним из наиболее известных офицеров – Эдуардом Бутко, который помимо работы успевает преподавать боевые искусства и делиться опытом с молодым поколением.
Владимир Шерабуров
Известно, что в структуру Росгвардии входят не только СОБР и ОМОН, к ней относятся и вневедомственная охрана, и подразделения лицензионно-разрешительной системы. Командир СОБР Управления Росгвардии по Тверской области, полковник полиции Владимир Шерабуров рассказал, в чем заключается специфика работы, наверное, самого закрытого подразделения Росгвардии:

– В наши обязанности входят: борьба с терроризмом, охрана и обеспечение общественного порядка, силовое сопровождение оперативных и следственных мероприятий и обеспечение охраны различных лиц. Наши сотрудники регулярно принимают участие в различных операциях. Нередки и задания на Северном Кавказе. Штатная численность отряда –  порядка 60 человек. Весь личный состав с той или иной периодичностью выезжает в командировки.

– Чем занимаются бойцы СОБРа в то время, когда не находятся на заданиях?

– Непрерывным самосовершенствованием и постоянными тренировками не только боевых, но и психологических навыков. Кроме того, все сотрудники обязаны знать действующие законы РФ, в связи с чем бойцы уделяют особое внимание правовой грамотности. В свободное время некоторые из наших сотрудников занимаются преподавательской деятельностью – передают знания боевых искусств молодёжи. Конечно, у нас это поощряется.
СОБР на тренировке
– Насколько известно, большинство бойцов отряда – офицерский состав…

– Да, 90% бойцов подразделения – офицеры. У всех есть высшее образование, а у некоторых даже два. Большинство наших сотрудников – дипломированные юристы.

– Как можно попасть в тверской СОБР?

– Для того чтобы стать бойцом спецотряда, прежде всего необходимо желание, затем служба в армии. С учётом выполнения этих условий человек может попасть на собеседование. В случае успешного прохождения ему предстоит ряд проверок, в том числе и медицинских. Для работы в СОБРе у кандидата должно быть отличное здоровье, ведь здесь достаточно высокие физические нагрузки. При успешном прохождении всех этапов и наличии в штате мест мы принимаем кандидата на должность стажёра. Стажировку проходят до полугода. В случае, если мест нет, мы ставим человека в очередь и впоследствии можем с ним связаться, чтобы пригласить к нам. При поступлении мы отдаём предпочтение лицам до 30 лет. Опять же из-за специфики работы и высоких физических нагрузок. Что же касается предельного возраста для службы, то здесь всё индивидуально. Одни в сорок с небольшим уже могут уволиться, а другие дадут фору молодым. И не в последнюю очередь за счёт опыта.
Эдуард Бутко
Один из таких опытных бойцов – Эдуард Бутко. Старший инспектор СОБР, подполковник полиции в своё время прошёл множество горячих точек: помимо Северного Кавказа Эдуард Бутко служил в Карабахе и Фергане. Как и Владимир Шерабуров, он в отряде с первых дней. Менее чем через две недели Эдуарду Васильевичу исполнится 49 лет, но он по-прежнему в отменной форме и, кажется, пока совсем не собирается на «гражданку».

– Я вырос в Мигалово и в десять лет приобщился к занятиям самбо и дзюдо, – рассказывает Эдуард Бутко. – Тогда они проходили во Дворце спорта. В то время в Калинин как раз приехал тренер, который успел поработать в нескольких регионах, а его ученики уже на тот момент входили в состав сборной СССР. С тех пор я не оставлял тренировки ни до службы в армии, ни во время, ни после неё. Через три дня после демобилизации подал документы в полицию – хотел продолжить работу в спецподразделении. На 1992 год такой структуры ещё не существовало, но руководство потихоньку начинало набирать в штат будущего подразделения крепких ребят. Мы даже выходили на службу, хотя названия отряда ещё не было. Приказ был подписан только в 1993 году.
СОБР на тренировке
– Как вы пришли к тренерской работе?

– Знакомые давно просили меня передать свой опыт подрастающему поколению и позаниматься с ребятами. Директор школы №19, которая расположена в Мигалово, тоже не раз обращался с подобными пожеланиями. 13 лет назад мне удалось организовать секцию в школе и начать активно преподавать боевые искусства. Сейчас у нас три группы – около 60-70 человек, да и то, потому что размеры зала не позволяют вместить больше. Многие из ребят ездят на тренировки из разных уголков города – Литвинки, Южный и даже из Аввакумово.

Набор ведём с 6 лет. Сейчас те дети, которые были самыми младшими в первом потоке, как раз переступают порог совершеннолетия. Наши воспитанники участвуют в различных соревнованиях – начиная с областных и заканчивая международными. Так, у нас занималась девочка, которая попала в сборную команду России и стала призёром чемпионата страны. Среди юношей наибольших успехов на спортивном поприще в последнее время достиг Никита Степанов, который завоевал бронзовую медаль Кубка Европы по дзюдо.

– Чем занимаются те ваши воспитанники, которые не становятся профессиональными спортсменами?

– Конечно, нельзя не отметить и тех, кто решил пойти по другой стезе. Многие из ребят, с кем я сталкивался, будучи тренером, отслужили в армии и пошли работать в подразделения МВД и Росгвардии. У некоторых уже есть свои семьи, кто-то ещё и тренирует. 
Работает тверской СОБР
– Как вы справляетесь с работой в спецназе, преподаванием боевых искусств и совмещаете это с семьёй?

– Когда работа радует и от нее получаешь удовольствие, то нагрузок не замечаешь. Иногда бывает, что в семье кто-то обижается, но, к счастью, жена всё прекрасно понимает. Тем не менее, где-то приходится идти на уступки. Вместе с тем, мы стараемся не ограничиваться только тренировками и занимаемся в том числе и общественной деятельностью. Так, недавно с ребятами ездили во Ржев на открытие мемориала Советскому солдату. Когда началась пандемия, мы поддерживали врачей. И во всех этих начинаниях мне помогает супруга.
Работает тверской СОБР
– В тверском СОБРе вы с самых первых дней. Изменился ли отряд за 28 лет?

– Конечно, всё кардинально изменилось. Когда мы пришли сюда, кроме голых стен здесь ничего не было. Сейчас наоборот: офицеры из многих других регионов могут позавидовать и нашей материальной базе, и условиям службы. Если раньше, когда тренировались, доходило до того, что таскали из дома утюги, чтобы было чем заниматься, то сейчас у нас условия не хуже, чем во многих фитнес-клубах. Конечно, поначалу у нас был юношеский максимализм. Нам было по 20 лет и мы шли сюда не за зарплатой. Нас практически никто не агитировал на это. Может, поэтому и служим здесь почти 30  лет.

Подготовил Пётр КОВЕЛЬ, фото Сергея САМЦОВА


Авторские статьи

Тверская быличка о мальчике, оставленном на пеньке у дороги
16 марта 2024 12:30

Тверская быличка о мальчике, оставленном на пеньке у дороги

Холодной осенью 1941 года из Калинина по старицкой дороге шла молодая женщина с тремя сыновьями. Старшему из них было лет пять, среднему – чуть больше трех, а младшему Вите всего-то пара месяцев. Его мать несла на руках.
Михаил Маршумов: «Мне трудно называть себя художником»
13 марта 2024 19:03

Михаил Маршумов: «Мне трудно называть себя художником»

Не часто в моей журналистской практике случалось, когда материал, который я задумывал написать в одном жанре, в силу разных обстоятельств подготавливал в другом. Однако, когда я стал готовить публикацию о Михаиле Михайловиче Маршумове, одном из старейших и одном из самых титулованных тверских художников, понял, что запланированный мной жанр интервью не подойдет, поскольку этот жанр в каком-то смысле закрепощает, а иногда даже ведет не по тому пути, который избрал бы сам интервьюируемый.
Сергей Рогожин: Тверь просто создана для внутреннего туризма
11 марта 2024 10:50

Сергей Рогожин: Тверь просто создана для внутреннего туризма

Замечательный подарок на 8 марта тверским женщинам преподнес Тверской театр кукол и заслуженный артист России Сергей Рогожин.
Что вы хотите – это не лечится. Когда человек в отчаянии, ему помогает Тверской хоспис «Анастасия»
7 марта 2024 10:51

Что вы хотите – это не лечится. Когда человек в отчаянии, ему помогает Тверской хоспис «Анастасия»

Тамаре Ильиничне скоро будет 88 лет. Красивая цифра. В планах у нее было дожить до ста. В их в семье гены хорошие, такие цифры легко берутся – брату сейчас 94-й год, живет в деревне, козу держит, птиц, управляется с хозяйством. Сестра под Ленинградом (так Тамара Ильинична сказала), ей девяносто один год.
Будьте в курсе! Каждый понедельник мы отправляем наши лучшие материалы за прошедшую неделю. Это удобно!