
Это человек, который считает, что мир стал слишком рафинированный, он предпочитает асфальту бездорожье. Для него комфортно, когда нет комфорта. Он ставит личные рекорды за полярным кругом, в жарких пустынях и создает в Твери уникальную площадку для того, чтобы каждый мог испытать себя.
Поймать его для разговора очень сложно, но мы смогли это сделать, чтобы он сам рассказал читателям «Всей Твери», есть ли в жизни трудности и как это забавно, когда все идет не по плану.
– Евгений, перед нашим разговором я подумала, какими бы ключевыми словами можно коротко охарактеризовать тебя, твою жизнь. Мне на ум пришли: адреналин, движение, победа. А ты как скажешь?
– Директор по приключениям.
– Да, похоже. На самом деле приключений хочется почти всем, но чтобы постоянно – это редкий случай. Откуда такая тяга к ним? Можно объяснить это тем, что было заложено в детстве?

Сначала были реки
– У меня было совершенно обычное детство. В семье я старший из троих братьев. Родители дали хорошую туристическую подготовку: мы выезжали каждый год на неделю-две с палатками на озера.
Кроме того, у меня было много увлечений, ходил, как и все, в разные кружки. Очень долго занимался в городском пионерском штабе «Дружба». Возможно, лидерские качества там укрепились.
Учился в 17-й школе. В восьмом классе пришел в наш класс Вячеслав Мирошниченко, говорит: «Собираю группу в поход на Кавказ». Мне было реально интересно. Но я тогда был толстенький, и меня записали запасным. Тем не менее стал готовиться – бегал в жарком военном тулупе. Похудел, но в тот поход так и не попал. Зато летом с Гарием Семеновичем Горевым, который вел в школе турклуб, случайно оказался в походе на плотах по Волге. А активное мое увлечение туризмом пришлось на студенческие годы. Я поступил в Политех на АСУ. В начале сентября ехал в электричке в Москву и опять случайно оказался рядом с Гарием Семеновичем. Этот человек в моей судьбе сыграл очень большую роль, как и в жизни многих. Всю дорогу мы проговорили – и когда я выходил из электрички, я уже знал: без вариантов, как только возвращаюсь в Тверь, иду на курсы туристов-краеведов. Потом мы объединились с туристами-водниками. Долго ходил по речкам. Это захватило. Я помню, что подгадывал в институте, какие пары можно пропустить, чтобы в четверг отправиться на сплав, в понедельник вернуться, посетить пары – и на следующую речку.
– С водой ты нашел общий язык. Когда мы вместе шли в экспедиции на байдарках, я наблюдала, как ты ее читаешь, понимаешь, чувствуешь, как тебе на ней легко и комфортно.
– Да, я много времени посвятил сплавам. Мы ходили по таким рекам в Азии, которые уже за пределами категорий считаются, шестерки. Это опасно и интересно. Это всегда вызов: неизвестно, вернешься или нет. Конечно, и люди собирались проверенные и уверенные в себе, с большим опытом.

Время первых
– А как ты сменил стихию? Ушел с водных маршрутов на наземные?
– Есть такой водный фестиваль под Торжком – «Зеленый тазик». В 1994 году мы заехали на его территорию. А потом всю ночь шел ливень. Утром мне нужно было брата встречать. Поехал и застрял. И другие рядом тоже сели. Брат уже сам добрался, пока мы выталкивали меня и остальных. А потом, когда все выезжали, это тоже было с большим трудом. Но я увидел, как там, где другие встали, «Уазик» прошел. Меня это поразило: где можно проехать, я не хочу застревать. Я купил себе полноприводный грузовик (пока учился в институте, занимался бизнесом, деньги были) и увлекся ездой по бездорожью. Это был такой творческий период – поехал в выходные, нашел грязь, застрял, откопался.
– Ты тогда был один? Без единомышленников?
– Да, это было время первых одиночек. Чуть позже, в 1996 году, энтузиасты из Питера, Москвы, я из Твери собрались на Кольском. Были Толик Молчанов, я с ним ехал, Женя Ведерников, Царство Небесное, погиб потом на прокладке маршрута. Те соревнования назвали международными – участвовал один норвежец. Смешные, конечно. Нас судил чемпион мира по авиамоделированию. Когда мы в первом ручье застряли, он не понял этого, уехал. Но само путешествие на машинах на Кольский поразило меня. До этого был там в походе по реке. Однако формат автомобильных внедорожных путешествий позволяет увидеть гораздо больше. Это очень сильно подкупило. К тому же мне нравилось быстро ездить по бездорожью, прыгать на машине. К сожалению, это привело к сдавливанию позвонков поставило крест на водных походах – вынужден был от них отказаться, чтобы не подвести команду.

– Проблемы со спиной не стали знаком, что вообще-то нужно подумать о здоровье и оставить экстрим?
– Конечно, это меня тормознуло и стоило мне десяти лет спортивной жизни. В 1999-м я еще делал Кубок Мира. Потом катался в трофи, где доминанта – преодолеть бездорожье. Но уже не участвовал в гонках, в ралли. А потом в 2008-м встретил человека, который участвовал лет 10 назад в моих соревнованиях. Говорю: «Как ты до сих пор катаешься? У меня спина отказала». Он ответил: «В корсете». А что это? Все узнал, приобрел, поехал на ближайшие соревнования. И дело не в том, что я их выиграл, главное – на следующий день не болела спина. Тогда я пошел и купил гоночную машину.
– Не будь этой десятилетней задержки, ты бы уже на Луну уехал!
– Это действительно были очень важные 10 лет. В 90-х все начинали на чем попало. А когда я вернулся, в этот спорт уже пришли большие деньги. Совсем другие машины.

– Кроме того, что ты амбициозный спортсмен, ты почти сразу оказался в организаторах крупных соревнований.
– Да, в 1998-м клуб «4х4» позвал меня делать соревнования. Вначале пробно, судить, а потом и участвовать в организации Первого российского ралли-рейда «Баха Селигер». На тот момент я уже был призером международных соревнований. Передо мной встал серьезный выбор: если я принимаю это предложение, мне нужно закрывать бизнес и ехать работать в Москву.
– Как далось решение оставить Тверь? На тот момент уже была семья?
– Семья была, более того, в 1997-м родился сын. И конечно, очень важно, что меня в тот момент поддержала жена Наташа. Она очень хорошо сказала тогда: «Все равно всех денег не заработаешь. Ты и так все выходные катаешься один. Езжай, хотя бы единомышленники появятся». Я закрыл свою фирму и поехал в Москву.
– Очень мудро поступила твоя супруга, какое редкое понимание проявила! По праву достойна памятника. Скажи, разделяет ли она твои увлечения?
– Она тоже туристка, мы познакомились в водном походе по рекам Украины. Очень благодарен ей за поддержку. И сейчас она рядом, помогает обустраивать Парк Павлова.
– Здорово. Но до парка еще далеко. Мы остановились на конце 90-х.
– Да, я уехал делать соревнования. Стал директором спортивных программ «Клуба 4х4». На тот момент это все было новое, опыта ни у кого никакого. На мне был сам Селигер, лагерь, трасса. Остальные вопросы решали другие. Например, спонсоров я не искал. До сих пор этого не умею. Сделали первый российский ралли-рейд. Затем грянул кризис 98-го года, пришлось опять уйти в бизнес, так как закрыли все спортивные программы. А уже в 99-м меня позвали делать «Мастер-Ралли». Он и «Париж-Дакар» – на тот момент два трансконтинентальных марафона. В 98-м «Мастер-Ралли» отменили из-за кризиса. А в 99-м решили все же провести. Подготовка велась в сжатые сроки (обычно на это отводится год). Меня пригласили в оргкомитет заниматься безопасностью. Тут уже я не раздумывая оставил бизнес и ушел делать кубок мира.

«Лебедушке» – 25!
– Ты оказался в столице, был задействован в таких масштабных проектах. Получил очень крутой опыт. Почему вернулся в Тверь?
– Где бы я ни был, для меня очень важно было, чтобы звучал родной город. Например, в 1996-м году на соревнованиях «Арктик-Трофи» я всем представлялся: Евгений Павлов из Твери. И когда журналист Леша Щербаков по итогам написал большую статью, там моя фамилия была указана с двумя дефисами: Павлов-из-Твери.
– Вот это патриот! Чувствуется школа Гария Семеновича.
– Мне очень хотелось именно в Твери создать что-то свое, привести сюда этот спорт. Я вернулся, чтобы обрасти единомышленниками. И вот 3 января 2000-го года мы с Юрой Феоктистовым и Володей Казаком выехали на карьеры специально просто покататься. Эта дата считается днем рождения клуба «Лебедушка». Для меня это было качественное изменение. Раньше какая была картина? Сидишь в луже, откапываешься, а мимо едут и смотрят на тебя, как на идиота – тут дорога есть! А с товарищами я поймал кайф. Рядом те, кто разделяет: ты застрял – классно, сейчас вытащим, давай тут попробуем проехать. Это совсем другое ощущение, когда находишься среди своих.
– О, так у клуба юбилей! Четверть века!
– Да, только что клубу исполнилось 25 лет. А 15-16 февраля будет проводиться 26-е «Лебедушкино озеро». Этим соревнованиям тоже 25. Первые организовали тогда, в феврале 2000-го года. Было 27 участников: 12 из Твери и 15 из Москвы. 19 раз мы собирались на карьерах. Теперь – в парке Павлова. Многие каждый год участвуют, не пропускают. Хороший праздник получился, с историей, традицией. И уже катаются дети тех, кто начинал.

– То, что в Тверской области есть «Лебедушка», известно очень многим, не только членам клуба. И это здорово – есть, куда отправить SOS в безвыездной ситуации.
– По сути, «Лебедушка» – это не клуб, а движение, которое объединяет несколько сот человек. У нас нет как такового членства. Клуб не привязан к месту. Он в душе. Кто-то катается по спорту. Кому-то просто интересно выезжать на природу. Кто-то себя реализует в качестве спасателя. Для меня это тоже удовольствие – день прожит не зря, когда кого-то вытащил. Тут возникает много забавных ситуаций. Женщина звонит: «Помогите. Муж не может выехать». Приезжаю – сидит автомобиль, сидит трактор, который пытался его вытащить, рядом сидит пожарная машина, пришедшая на помощь. Я говорю: «Вы позволите», – и просто выезжаю на той машине. Остальных выдернули. Или с Москвы звонила женщина: «Помогите, муж застрял, пьет уже третий день». По морозу с товарищами проехал на рыбалку на Московское море. Туда прошли, а потом была оттепель, корочка откисла и не могут выехать. Целый день копали – никак. Хотели уже утопить технику, чтоб страховку получить. Я привез с собой спортивный уазик на прицепе. И не воспользовался. Сел за руль их машины и выехал на берег. Тащить уазик было лишним.
– Просто волшебник. Или, по-другому, профессионал.
– Конечно, это опыт. Он очень сильно помогает и как залезь куда-то, и как выбраться. Но и у меня не всегда гладко получается, бывает, тоже за помощью приходится обращаться, выдергивать.

Парк приключений – вся Тверь на ладони
– Ты сказал, «Лебедушка» не привязана к месту. Но появилась уникальная географическая точка – Парк приключений Павлова.
– Это совместный проект с администрацией Твери. Подарок города на 20-й день рождения клуба. Задумка парка – это точка притяжения для активного семейного отдыха. Я этому следую. Здесь и взрослым, и детям предлагается множество приключений. Когда-то заброшенное место круто преображается, возникают все новые и новые объекты. Появляются горы (никогда не думал, что создавать их так сложно), трассы, озера.
Конечно, это место для автомобилей. И не только внедорожников, но и простых авто.

Здесь много таких вещей, которые выходят за эти рамки. Например, мотокросс (парадокс, но в областном центре его не было: любителям приходилось ехать куда-то далеко), дёрт-трасса с трамплинами для велосипедистов (пусть ребята прыгают не где попало, а под присмотром, в шлемах). Закупили вездеходы, квадрики, можно будет кататься, получать эмоции. Первый раз получился хороший каток, с музыкой, гирляндами, прокатом и местом, где можно попить чай. На нем бесплатно катаются. Жаль, лыжную трассу в этом году не сделать. Есть баня с чаном, несколько домиков для туристов, места для палаток. Хотел сделать тюбинговый склон триста семьдесят метров, уже вижу масштабные красивые развороты. Опыт есть – у себя на даче устраивал такую карусель. Обязательно все испытываю на себе. Так, на даче стал спускаться и выяснил: угол между спуском и льдом не рассчитал: тюбинг останавливается, а я лечу дальше. Да, думаю, уголочек надо исправить. И все трассы я тоже на себе проверяю, чтобы было безопасно, чтобы понять, докуда можно долететь физически. В планах – мотоциклетный подъем на холм, тарзанка над парком, полноценная детская площадка. На мероприятия ведь приезжает несколько тысяч человек.
На самом деле в мире нет аналогов такого парка, где так много всего совмещено. Поэтому копировать у нас не получается – создаем свое. Гора-девятиэтажка, которую сейчас строим, будет детская всесезонная горнолыжная трасса. Тут же – скатывание на шариках.
– Еще и на шариках? Что это такое?
– В прозрачный шар помещают человека, и он скатывается. Будет интересный маршрут. В задумке: есть такая детская игра, когда шарик меняет траекторию, попадая в разные лунки. Вот хочу что-то подобное в масштабе изобразить.
– У меня уже дух захватывает. Конечно, сначала сам испробуешь.
– Конечно. Плюс в планах – видовая площадка, с которой вся Тверь видна, как на ладони.

– Вся Тверь в стенах нашей редакции звучит особенно символично.
– У нас уже есть гора 30 метров, потом еще метров 10 добавим и сделаем застекленную видовую площадку. Будет такая достопримечательность Твери. Уже часть склона готовая, весной выровняю и нужно засадить, чтобы были альпийские луга.
– А могут ли здесь дети сесть за руль?
– Да, я провожу занятия с детьми по безопасному вождению. Несколько лет вел школу. Но сейчас не хватает сил.
– Странно это звучит. У тебя времени, наверное, не хватает.
– Ну, может быть, времени. Это отдельная работа. Я от нее не отказался, безусловно, вернусь. Смысл есть: на соревнованиях я вижу, что мои ученики катаются лучше взрослых. Просто потому, что из них слепили сразу правильного водителя, не переучивали. Кстати, сейчас начинаю сотрудничать с 56-й школой Твери, давать открытые уроки. Там открыли замечательный современный автокласс. А в школе у них висят портреты четырех наших спортсменов: олимпийские чемпионы и я.

– В парке ведется огромная работа. Понятно, что трудится команда. А как семья, рядом?
– Дочь Настя закончила институт РАНХиГС по организации мероприятий и связям с общественностью и сейчас работает по продвижению парка. И жена подключилась активно. Наверное, ей надоело смотреть, что я 5 лет здесь мучаюсь, горы земли наворочал, а красоты нет. А поскольку она ландшафтный дизайнер, взялась за эту часть. И все отмечают, что территория качественно изменилась. Уют появился: горки, камешки, зайцы. Мне надо большую гору насыпать, а мелочи я не вижу. Этим занимается Наталья.
– Парк Павлова привлекает в Тверь людей издалека.
– Да, мы проводим здесь различные соревнования. Вот сейчас на ноябрьские самые дальние зрители приезжали даже из Омска. География посетителей парка будет только расти. Например, федеральный триал на грузовиках. Подобная точка для таких состязаний после нас появилась на Урале.
– То есть Тверь первая?
– Не совсем так. Триалы на грузовиках проводились еще в 90-х годах. В 2002-м году прекратились. А мы в 2022-м, спустя два десятилетия возродили. Заводы «Урал» и «КамАЗ» даже создали новые машины специально для этого спорта. Очень зрелищно. Еще я хочу в парке провести чемпионат Европы по джип-триалу. Это интересно и участникам, и зрителям: ребята чудеса творят. В 2018 году я ездил на заседание европейского комитета, убеждал их, что они должны приехать в Россию. Есть парк, горы насыплем, какие проблемы? И, в принципе, европейские соревнования должны были состояться у нас в 23-м году. Пока это все встало на паузу, но обязательно проведем, неважно, в каком году.
Сумасшедший рекорд на квадрике
– Евгений, а что ты относишь к своим личным достижениям?
– Например, я установил сумасшедший рекорд на квадроцикле.

– Тут поподробнее, пожалуйста. Что значит сумасшедший рекорд?
– Мне говорили: квадроцикл по снегу не ездит. Думаю – надо попробовать. Но не здесь же! На севере, например. Решил проехать на квадрике две тысячи километров по Заполярью, заявил на рекорд России и на мировой в книгу рекордов Гиннеса.
Сначала собирался один, планировал маршрут. Хотел сходить на мыс Канин Нос на границе Белого и Баренцева морей и оттуда уйти по льду напрямую на Индигу мимо острова Колгуева. Мне говорят: ты хорошо подумал? Возле Колгуева много белых медведей. Ладно, думаю, такие перспективы мне не нравятся: я тепленький, вкусненький сам к ним приеду. Раз там меня съесть хотят, я вернусь обратно по Канину полуострову до материка. Потом нахожу контакт охотника из тех мест, где планирую проходить. Он говорит: у нас тут полярные волки пришли. И фотографию присылает: немаленький дядя стоит и на вытянутых вверх руках держит за передние лапы волка, а у того задние на земле стоят.
– Это прямо лошадь, а не волк!
– Именно. Что же они меня все съесть хотят? Хорошо, решил взять с собой уазик, плавающий вездеход, чтобы в нем хотя бы от волков прятаться. А поскольку он был на колесах авторосовских, появилась мысль связаться с заводом. В итоге снарядилась целая экспедиция. Из Твери тожественно стартовали четыре единицы: два вездехода «Шаман», я на уазике и на прицепе квадрик. Федеральное телевидение снимало. Но все пошло не так. У меня был новый уазик, но он был бензиновый. На севере бензина нет, только дизель. Я купил для уазика мотор. А поскольку бюджет ограниченный, взял б/у после капремонта. Он сдох на подъезде к Архангельску. В итоге уазик оставили в поселке Мезень, и он простоял два года на севере. Я тогда пересел на квадрик. Еще один вездеход нам пришлось срочно вернуть из Архангельска. Мы с трех прицепов, что могли, переложили в один, к оставшемуся вездеходу. Прицеп, не выдержав такой нагрузки, развалился. Ребята его подварили, но на середине реки Мезень он треснул пополам. Поняли: такой паровоз не летает. Дотянули его в полуостровную деревню Каменка. Вещи просто оставили там. Все свое топливо положил к себе в кузов. Мы еще взяли гусеницы для квадроцикла, положили их на крышу «Шамана». Они тяжелые, багажник отвалился. Сам я на гусеницы не мог переобуться, потому что у меня топлива не хватит – на них расход больше чем в два раза. До заправки в Нарьян-Маре и так доезжал на последней пятерке, на воздухе. Доеду не доеду, лишний раз газ не нажмешь.

Особенно запомнился холод. Я брал с собой унты, меховые варежки, но это все пришлось оставить в Каменке. Из одежды у меня было только то, что надел на себя. Мы вышли на зимник на хорошую дорогу, где скорость перемещения 70 км/ч. Я еду по ней и ору от холода. Одну руку еще можно спрятать, другую с руля не убрать. Причем в марте в тех местах морозы обычно -20°С, а у нас ударило -41°С. А потом узнал: есть такое понятие актировка – ощущение температуры воздуха с учетом ветра, скорости передвижения. Это северная тема. Есть таблицы, я посмотрел: если едешь 70 км/ч при температуре -41°С, то реально ты ощущаешь – 68°С.
– Все для вас! Но ты хоть грелся в вездеходе?
– Не получалось. То есть вышло практически автономное путешествие. Забавно: мы хоть шли вместе, но по-разному. Во-первых, вездеход не может идти быстрее 20-25 км/ч, потому что его начинает колбасить. А я не могу идти медленнее 35-40, иначе тону в снегу. Я уезжал вперед, из-за чудовищного расхода горючего останавливался заправляться, тогда ребята догоняли и ехали вперед. А во-вторых, мы в принципе шли разными дорогами. Там есть снегоходка, по которой я, и гусеничка, по которой вездеход. Они не могут идти там, где я, и наоборот. Я, например, по снегоходке, через все холмы и озера по прямой, а они вокруг объезжают. Останавливаться ждать их нереально – очень холодно.
– Ночевал-то в вездеходе?
– На ночевку оставалось 2 часа в сутки. По времени маршрут был рассчитан на неделю. А из-за проволочек с техникой потеряли много дней. Еще мне пришлось четвертый ремень ждать, три просто сгорели в пути. В итоге уложились в план, голосовать приехали в Нарьян-Мар, как было задумано.
– Возникала хоть когда-то мысль: зачем мне это надо?
– Нет конечно! Без приключений жизнь скучна. Поездка была очень интересная, было реально сложно. И снега накопался всласть.
– В итоге рекорд засчитали?
– Рекорд по России утвердили, а Гиннеса отказали с забавной формулировкой: «Очень сложно. Невозможно к повторению».
– Да уж. Обидно?
– Мне важнее не фиксация рекорда, а сам процесс. Интереснее заглянуть за пределы возможного, понять, что может в принципе человек. Ты не ставишь на себе эксперимент выживешь не выживешь.
– А очень похоже на то.
– Нет, бросаешь себе вызов, который хочется преодолеть. Можно, конечно, и на диване лежать. Но так неинтересно. И опять же есть что рассказать.
– Это очень важная мотивация. Тогда расскажи еще что-нибудь экзотическое.

Первое китайское предупреждение
– У меня с точки зрения погоды было две полярные точки. Про одну рассказал, когда по ощущениям -68 °С. А где-то в 2017 году я участвовал в первом китайском маршруте ралли «Шёлковый Путь» Москва – Пекин. Запомнилось +63 °С. Когда ты в гоночном комбинезоне, под ним еще одежда, и тебе ни разу не холодно. Песок раскаленный настолько, что идти невозможно. Я был в числе русских участников. Организаторы решили сделать самый тяжелый марафон в мире, переплюнуть «Дакар». За две недели 10 000 километров, чудовищно просто.
– Драконовский такой маршрут.
– От нашей команды было две машины. Один экипаж полностью женский – один такой на всей гонке. И наша задача была в том, чтобы они просто приехали на финиш. В таком случае они становились победителями. Для Тани Елисеевой это были первые пески. Подъезжаем к стене из песка этажей в 15, Таня: «Я боюсь». Я говорю: «Тише, Танечка, не плачь». Рассказал, показал, как ехать, и говорю: «Едь за нами, повторяй траекторию». Идем нормально. Но у меня машина греется, и я останавливаюсь. А Таня проезжает мимо и за ближайшим спуском ложится на бок в воронку. Забавно получилось, потому что в принципе поднять машину занимает минут 15. Я поднимал ее 3 часа. Подъехать близко было нельзя. Я дошел до них по жаре, сел в тень и уплыл. Ощущение такое: ты ничего не можешь сделать. Металл обжигает, вода кипяток. Нам с вертолета скинули прохладные бутылки. Каждое движение с трудом. Уж попали так попали. Потом узнал, что было +63 °С. И мы в такую температуру попали именно в действии. Если бы просто проехали, ну, жарко было бы, не более. В результате все получилось, девчонки дошли и стали лучшими.

Гонки, рекорды, маршруты
– Заметила, ты часто используешь слово «забавно». Такие истории для большинства запредельные, а для тебя забавные.
– Да, их много. Вот еще на Байкале на грузовиках катались. 130 км на голове от фуры по льду в дрифте. В книге рекордов России это есть. Тоже забавно: грузовик не рулится никак на льду, бесполезно рулем и тормозами. Полный газ и только боком. Ветер, снежно, красота такая! А в том году мы с дочкой Настей тоже рекорд установили – первые на серийном легковом автомобиле достигли поселка Диксон, самой северной континентальной точки мира, и вернулись обратно. Поездка была месяц. Дочка выдержала. После Диксона по Ямалу до Салехарда, потом до Лабытнанги. А заодно присматривал маршрут для следующей экспедиции. Чтобы опять бросить вызов себе. Жду новый «ГАЗ Соболь», он только вышел, пусть пройдут «детские болезни». И отправлюсь на нем за очередным рекордом, есть несколько вариантов. Дома, понятно, не останусь. На север хочется.
– Тебя больше север привлекает?
– В Усинске в аэропорту есть такой плакат: «Север покоряется сильным». Это так и есть. Конечно, я могу покорять пляжи Кавказа, но это будет странно. На самом деле мне все нравится. Мне нравится путешествовать, но с преодолением. Пятизвездочный лайнер или лодка – мне ближе второе.

– Евгений, кроме рекордов, которые ты сам устанавливаешь, у тебя огромное количество побед в разных соревнованиях. Назови некоторые.
– В прошлом году я стал десятикратным чемпионом России по автоспорту. До меня в нашей области не было даже двукратных. Еще раз пять был вице-чемпионом, серебряным призером. Обидное звание, но тоже достижение. Выигрывал кубок России по триалу. Есть международные победы. «Шелковый путь» пару раз вторыми приходили. Через неделю стартует новый чемпионат России. Он проходит с февраля по декабрь, этапы раз в два месяца.
– Динамичный режим: каждый год в гонках, в промежутках горы наворачиваешь, устраиваешь приключения себе и другим. Как все успеваешь?
– Не получается все успеть, что хочется. В этом году была возможность в конце января улететь в Магадан и поехать оттуда на вездеходе на Чукотку. У меня один регион остался, где я еще не был. Хотел берег Охотского моря посетить. Но кроме чемпионата России еще нужно готовить «Лебедушкино озеро». На Чукотку все-таки полечу, но уже в марте, на другой маршрут. Еще просили в Норильске помочь им провести соревнования, слетаю.

Нет проблем
– Евгений, я знаю, ты можешь еще множество историй рассказать. И мы когда-нибудь о них тоже напишем. А в завершении этого разговора скажи, что тебе помогает справляться с трудностями?
– А я не знаю, есть ли в жизни трудности…
– Ну понятно, они для тебя приключения…
– Вот, я вспомнил забавную историю, которая поможет ответить. Поехали к товарищу вездеход вытаскивать, у него дом на озере Великое, рядом болото. -25 °С, снег, под ним вода. Я провалился, промочил ноги. Мы доехали по следу, вырезали вездеход, а обратно той же дорогой никак – взорвали ее. Короче, поразвлекались так сутки. И я поймал себя на мысли – до Твери всего 40 километров. Там были какие-то проблемы. А где они сейчас? Ты переключаешься на конкретное дело, тебе отсюда надо выбраться. И ты отдыхаешь от всего остального. И те вопросы становятся мельче, проще, ты их тоже в результате решаешь. Я живу в парадигме: сам создаю сложности – сам разруливаю их.
P. S. Когда диктофон был выключен, Евгений добавил: «Важно заниматься тем, что нравится». В этом, наверное, и есть ответ на вопрос, как сделать так, чтобы трудности становились приключениями.
Беседовала Татьяна Иванченко
Фото: «Вся Тверь» и из архива Евгения Павлова