Сегодня 16 сентября, 22:59:23
temperature16°C
$
91.14
101.28
Несомненно, Тверь – третья литературная столица России. Город имеет выгодное географическое положение – находится между Москвой и Санкт-Петербургом, и потому здесь жили и гостили или просто проезжали очень многие писатели и поэты, чьи имена вписаны в историю отечественной и мировой литературы золотыми буквами. И тверские впечатления, конечно же, получили отражение в их творчестве.
Встреча в редакции газеты "Смена" с журналистами из Чехословакии, которых "привёз" Борис Николаевич Полевой
Притом Верхневолжская земля богата и своими литературными талантами – достаточно вспомнить Михаила Салтыкова-Щедрина, Вячеслава Шишкова, Спиридона Дрожжина и многих широко известных поэтов и писателей.

И Бориса Полевого, автора «Повести о настоящем человеке», книги, которая издавалась на сорока девяти языках, миллионными тиражами и которую читали на всех континентах, тоже можно считать тверяком.

Во всяком случае он так и писал про себя: «Вырос, учился, приобщился к журналистской профессии, написал первую книгу в Твери и потому сейчас не без основания считаю себя тверяком».

Первая заметка в газете

Друзья комсомольской юности Иван Семенович Борисов и Борис Николаевич Полевой

Борис Николаевич Кампов (Полевой) родился 4 (17) марта 1908 года в Москве, в семье выпускника Владимирской духовной семинарии Николая Кампова. В 1913 году семья переехала в Тверь.

Поначалу Камповы жили неподалеку от Желтикова монастыря, а затем переехали на Пролетарку, поселились в казарме «Париж», к слову сказать, много позднее воспетой Михаилом Кругом, жизнь которого тоже была тесно связана с Пролетаркой.

Учась в школе, Боря Кампов любил читать книги, ходил в кружок юных натуралистов, и тогда же начал приобщаться к журналистике. Сначала писал в школьную стенную газету критические заметки, которые подписывал грозным псевдонимом Б. Овод (романтический и отважный герой романа Этель Лилиан Войнич «Овод», который командовал собственным расстрелом).

А когда Боря учился в шестом классе, в газете «Тверская правда» появилась первая его заметка. В ней было всего-то несколько строк – сообщалось о том, что школу посетил известный крестьянский поэт Спиридон Дрожжин, но именно с этой заметки и начиналось превращение Бори Кампова в знаменитого писателя Бориса Полевого. Все-таки это была публикация не в школьной, а в настоящей большой газете.

Окончив семь классов 24-й тверской школы, Кампов поступил в промышленно-экономический техникум, располагавшийся в здании, где теперь находится школа №6. Некоторое время по окончании техникума Кампов работал лаборантом, сменным мастером и даже начальником одного из цехов на «Пролетарке».

В те годы будущий писатель подружился с Иваном Борисовым, с которым они посещали популярный в те годы молодежный коммунистический клуб на Пролетарке. Дружба этих людей продлилась всю их жизнь и сыграла значительную роль в литературной жизни Верхневолжья. Но об этом чуть позже.

Внедрение в тверской криминал

В те двадцатые годы прошлого века Борис Кампов с головой ушел в общественную и литературную жизнь города: уволившись с фабрики он стал работать в молодежной газете «Смена». Писал в разных жанрах – информации и заметки, репортажи и очерки, фельетоны и критические обзоры на темы культуры. Тогда же начинающий журналист вошел в «Тверскую литературную группу» и «Ассоциацию пролетарских писателей Твери».

В 1927 году в Твери была издана первая книга очерков Полевого «Мемуары вшивого человека». Эти очерки появились после того, как по заданию редактора журналист под видом вора из Москвы внедрился в тверскую банду и узнал о связях криминального мира с некоторыми партийными руководителями города.

После опубликования материалов в газете, разумеется, разразился скандал, а очерки острого тверского журналиста отправили Максиму Горькому, который тогда лечился в Италии. Пролетарский писатель, прочитав книгу начинающего коллеги, дал ему некоторые профессиональные советы и рекомендовал двигаться дальше по выбранному пути.

И Полевой двигался. Кстати, псевдоним «Полевой» (campus по латыни «поле») он взял по предложению одного из редакторов. В те времена подобного рода псевдонимы были, как бы сказали теперь, в тренде: «Горький», «Бедный», или булгаковский герой «Иван Бездомный».

Весьма любопытно такое обстоятельство: писатель, говоривший, что один из главных принципов его работы – «писать без вымысла» (сейчас бы сказали «нон-фикшн»), сам публиковался не под своей настоящей фамилией, а под псевдонимом (а это уже признак «фикшн»).

Материалы Полевого печатали во многих изданиях: в «Тверской правде», в «Пролетарской правде», в «Тверской деревне» (было и такое в те времена издание) и, конечно, в родной ему «Смене», в которой он официально стал работать с 1928 года. Собственно, в Твери, в «Смене» Полевой и сформировался как журналист и писатель.

Гении рождаются в провинции, а умирают в столицах

Мемориальная доска Полевому на доме (пересечении Тверского проспекта и бульвара Радищева)

В 1939 году в московском журнале «Октябрь» вышла первая повесть Бориса Полевого «Горячий цех». Эта повесть, рассказывающая о стахановском движении на тверском вагонзаводе, принесла начинающему писателю достаточную известность, чтобы через два года его приняли на работу в Москве в главную газету страны – в «Правду».

Началась Великая Отечественная война, и Борис Полевой в качестве корреспондента «Правды» колесил по разным фронтам, писал о героизме и мужестве солдат-красноармейцев. Не раз бывал писатель и на Калининском фронте.

Наш областной центр был освобожден 16 декабря 1941 года, и в город сразу же прибыл Борис Полевой. Тут будет уместно сказать, что во время немецкой оккупации, в Калинине сгорела неоконченная рукопись его романа «Биография Пролетарки» и некоторые другие прозаические произведения Полевого.

А когда был освобожден Андреаполь, Полевой прибыл и туда. Он встретился там со своим старинным другом Иваном Борисовым, который был комиссаром в партизанском отряде и был награжден орденом боевого Красного Знамени.

Вот как вспоминал Иван Борисов о встрече с другом своей комсомольской юности:

«…он мне вручил свою газету с публикацией (о партизанах – прим. авт.)… встреча была недолгой, насколько позволяла военная обстановка. Конечно, вспомнили нашу родную «Пролетарку», наш Ленинский клуб, наших друзей и знакомых. Где они теперь?»

«Повесть о настоящем человеке»

Полевой много писал о войне. Он присутствовал на Нюрнбергском процессе и написал о тех событиях в материалах «В конце концов». Военные впечатления легли в основу ряда его книг: «От Белгорода до Карпат», «Мы – советские люди», «Золото», «Доктор Вера» и других.

Но всемирную славу писателю принесла «Повесть о настоящем человеке», посвящённая подвигу лётчика А.П. Маресьева. Эта повесть, написанная за 19 дней в 1946 году, рассказывает о летчике Маресьеве, который потерял ноги, но нашел в себе мужество и силы не сдаваться, вновь встать в строй и подняться в небо. Повесть стала настоящим гимном человеческому духу и мужеству.

«Как старый тверской козел говорю»

Полевой любил приезжать в Тверь (Калинин) встречался здесь с друзьями, товарищами по работе в газете «Смена» и Калининская правда».

Вспоминает известный тверской писатель Евгений Иванович Борисов, долгие годы возглавлявший тверское отделение Союза писателей:

«Приезжая в Тверь, Борис Николаевич всегда встречался с моим отцом (Борисовым Иваном Семеновичем). В один из таких приездов и я встретился с Борисом Николаевичем. Узнав, что я сын его давнего друга, он принял меня, как говорится, с распростертыми объятьями.

Я в то время работал журналистом, пробовал себя как писатель, и через некоторое время отправил в журнал «Юность» свои рассказы. Короткие, всего-то в несколько страничек. Самым удивительным было то, что в ответ на эти три-четыре странички Борис Николаевич написал мне большое письмо с профессиональным разбором моих рассказов. А в один прекрасный день в журнале «Юность» мой рассказ был опубликован. Всего же Борис Николаевич написал мне порядка двадцати писем, теперь они хранятся в государственном архиве».

Некоторые говорят, что частые приезды Бориса Полевого в наш город были во многом связаны с тем, что тогдашний редактор газеты «Калининская правда» Павел Иванов был женат на его родной сестре. Надо полагать, это обстоятельство играло свою роль, но то, что Полевой любил Тверь, считал ее своим родным городом – это несомненный факт.

В одном из писем он даже называл себя «тверским козлом».

История этого письма тоже любопытна. Молодой писатель Евгений Борисов отправил в «Юность» рассказ. Но еще до того, как журнал напечатал его, рассказ опубликовали в «Калининской правде». Полевой узнал о газетной публикации, поскольку читал «Калининскую правду», и вот что он писал Борисову:

«… солидному журналу, уважающему себя и своих читателей, не к лицу быть вторым в своих публикациях. В случае с Вашим рассказом получается, что нас обскакали… От Вашего рассказа мы не отказываемся… но на будущее пусть это будет Вам уроком: за двумя зайцами погонитесь… Это я Вам я как старый тверской козел говорю. А с рассказом и очередной публикацией в нашем журнале я Вас от души поздравляю».

Вспоминает Евгений Иванович Борисов: «Я приезжал в Москву, приходил в редакцию «Юности», которой руководил Борис Николаевич. Там работали Дементьев, Пьянов, тоже бывшие тверские журналисты «Смены».

Встречали меня земляки всегда с радостью, хорошо. А Борис Николаевич вообще был из тех людей, про которых говорят – «душа нараспашку».

Он чувствовал неразрывную связь с тверской землей, с тверскими своими друзьями, а я был как бы напоминанием ему о его собственной пролетарской юности. По сути, именно Борис Николаевич Полевой открыл мне дорогу в литературу. Многим обязаны ему и другие тверские журналисты и литераторы».

Вспоминает журналист Михаил Быстров, работавший на заре своей юности в «Смене» курьером:

- В Калинине отмечали 50-летие молодежной газеты «Смена». На юбилей родной газеты из Москвы приехали Пьянов, Дементьев и… САМ Борис Николаевич Полевой! Я был тогда еще юным, но достаточно хорошо помню те события.

После торжественного мероприятия в редакции журналисты отправились в кафе «Восток» на Советской, которое располагалось в здании нынешней мечети. Там были накрыты длинные столы. Сотрудники газеты и приглашенные говорили тосты. Борис Николаевич, чем-то напоминавший тогда Леонида Утесова, был одет в хороший костюм «в полосочку», на лацкане висела золотая звезда Героя Социалистического труда. У Полевого было уже много наград, но носить их, говорят, он не любил. На банкете Борис Николаевич первым (как положено) встал и сказал прочувствованный тост. Писатель признался в любви к Калинину, к газете «Смена», где он начинал свой творческий путь». На протяжении всего праздника он был весел, открыт и доступен для всех.

***


Да, до конца своей жизни Борис Николаевич любил бывать в Твери, встречаться здесь с друзьями, хотя продолжал много ездить. Он писал о людях, живущих в разных уголках нашей страны – на Ангаре, и на Волго-Доне, он рассказывал советским читателям об Америке («Американские дневники» и Китае («Тридцать тысяч ли по Китаю»). Он много где бывал, но Тверь, молодежная газета «Смена» всегда оставались в его сердце.

В качестве послесловия


Борис Николаевич Полевой (04.03.1908–12.07.1981) – Герой Социалистического труда.

С 1969 года до конца своей жизни Полевой был председателем правления Советского фонда мира, с 1961 по 1981 год – главным редактором журнала «Юность». С 1946 года по 1958 год – депутатом Верховного Совета РСФСР. В 1978 году автору «Повести о настоящем человеке» было присвоено звание «Почётный гражданин города Калинина».

Борис Николаевич Полевой умер 12 июля 1981 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

В 1983 году его именем названа улица в Твери, а 16 декабря 2006 года на доме, где жил писатель, была установлена мемориальная доска.

Имя писателя вошло в историю отечественной литературы и в историю города Твери.

Подготовил Евгений Новиков, фото предоставлены Е. Борисовым и Л. Кремлёвой

Авторские статьи

По местам съёмок Прокудина-Горского. Современная Тверь по фото начала XX века
15 сентября 2024 07:00

По местам съёмок Прокудина-Горского. Современная Тверь по фото начала XX века

На рубеже конца XIX – начала XX века, когда фотография представляла собой чёрно-белые изображения, порой достаточно плохого качества, мастера фотодела не прекращали экспериментов по фотофиксации цвета. Дело это было весьма трудоёмкое и для создания качественной картинки требовало внедрения невиданных доселе технологий.
Крестик из алюминия
10 сентября 2024 03:00

Крестик из алюминия

Все дальше от нас по времени Великая Отечественная война, и все меньше в наших городах и поселках людей, которые воевали. Но мы помним имена героев, тех, кто проливал кровь ради будущего нашей страны. Низкий поклон вам, ветераны! Сегодня мы публикуем воспоминания фронтовика, почетного гражданина города Твери Ивана Петровича Афанасьева, который ушел из жизни в прошлом году в возрасте 97 лет.
 Народный Почетный Гражданин
7 сентября 2024 09:06

Народный Почетный Гражданин

Сегодня – день рождения Почетного гражданина Твери Эльвиры Григорьевны Шерипо. Она ушла от нас в декабре 2016 года, но очень многие тверичане прекрасно помнят эту маленькую, седую, хрупкую, но такую сильную и целеустремленную женщину.
Мировая спортсменка и молодая мама. У знаменитой лыжницы из Твери Натальи Терентьевой сегодня день рождения
6 сентября 2024 09:30

Мировая спортсменка и молодая мама. У знаменитой лыжницы из Твери Натальи Терентьевой сегодня день рождения

Пожалуй, для большинства из нас привычнее было бы произнести – Наталья Непряева. Но Терентьева и Непряева – это, как мы знаем, один и тот же человек. Причем человек выдающийся! Много ли у нас, в нашем Верхневолжье, олимпийских чемпионов? По пальцам можно пересчитать. Так вот, Наталья Терентьева (урожденная Непряева) по праву заняла место в этом блистательном ряду. Разве можно забыть ее золотой финиш на Олимпиаде-2022 в Пекине? И другие громкие победы?
Будьте в курсе! Каждый понедельник мы отправляем наши лучшие материалы за прошедшую неделю. Это удобно!