
– Анна, в каком возрасте вы начали рисовать?
– Рисовать мне нравилось всегда, но серьезно я стала заниматься живописью, когда поступила в детскую художественную школу к замечательным преподавателям Светлане Владимировне и Евгению Николаевичу Конкиным. Мне тогда было одиннадцать лет. Все каникулы я проводила у своей бабушки в Краснохолмском районе Тверской области в деревне Ново-Рощино. Это неподалеку от тех мест, где жил и работал замечательный художник и педагог Павел Петрович Чистяков. В этих родных мне местах и началось мое становление.

– Где получили профессиональное образование, у каких педагогов?
– Завершив обучение в художественной школе, я поступила в художественное училище имени Венецианова (теперь это колледж) на отделение живопись. Училась у Людмилы Федоровны Гуриной, Александра Семеновича Рекошева, Нелли Ефимовны Пятышевой, Михаила Михайловича Маршумова, Игоря Анатольевича Гусева. Получила диплом с похвалой и сразу поехала в Москву в институт имени В.И. Сурикова. Успешно сдала вступительные испытания и поступила на первый курс живописного отделения института. Там мне тоже очень повезло с учителями. Это Сергей Николаевич Пономарев, Сергей Иванович Смирнов, Сергей Анатольевич Сиренко и Валентин Михайлович Сидоров, который в настоящее время является членом Совета по культуре и искусства при президенте РФ. Поступив в свое время в МАХИ, он учился у Решетникова. Решетников в свое время учился у Коровина. Коровин у Саврасова. Такая вот преемственность.

– Какого художественного направления вы придерживаетесь?
– Я привержена реалистическому направлению живописи. Это единственное направление, с помощью которого наиболее полно можно выразить свои впечатления и чувства. В этом направлении работали почти все признанные гении, начиная от Леонардо да Винчи, Рафаэля и Тициана до Сурикова и Репина.

– Как к вам приходит вдохновение и когда это случается?
– Вдохновение приходит само собой, случайно. Когда видишь вроде бы обычную ситуацию, но как-то по-особенному. Тогда делаешь быстрее набросок, этюды, для того чтобы не забыть увиденное, сохранить первое впечатление.

– Ваши излюбленные жанры?
– Я придерживаюсь традиций русской школы живописи. Пишу жанровые картины, пейзажи, натюрморты. Сегодня сохранение русской реалистической школы живописи – это первостепенная и поистине государственная задача. Просто потому, что немыслимый разгул современных направлений, так называемого «самовыражения без моральных ограничений и культурных традиций», докатился и до России и достиг апогея. Надо противостоять этому, продолжать лучшие традиции реализма.
– У вас немало жанровых картин. Кто их герои?
– Героями моих картин часто становятся мои любимые дочки, их друзья, местные жители и родственники из родной моей родной деревни Ново-Рощино.
– А как была написана та самая картина «Варя», которая вызвала такой большой интерес у художников-профессионалов и публики?
– Картина «Варя» была написана мной в доме моей бабушки. На кухне у нее стоит большая печка. Когда мы приехали в гости к бабушке, то моя дочка, привыкшая к московской жизни, восприняла печку, как большой холст, и стала на ней рисовать. Этот случай и стал темой моей картины.

– Какова, на ваш взгляд, роль художника в обществе?
– Труд художника – это тяжелая творческая работа, нужная для того, чтобы донести до зрителя всю красоту окружающего мира. Не зря говорят: «человек видит только то, что он знает». Можно проходить тысячу раз возле одного места и не заметить его красоты, а когда художник напишет картину, то вдруг увидишь то, что не замечал многие годы.
– Вы вольный художник или, как говорится, ходите на работу?
– В настоящее время я работаю в родном колледже имени Венецианова, преподаю живопись и композицию. Следую по стопам Павла Петровича Чистякова, Алексея Гавриловича Венецианова и, конечно же, Валентина Михайловича Сидорова. Все они прославляли свою родину, свой родной край, нашу Тверскую область. А я стараюсь продолжать эту эстафету.
Записал Евгений НОВИКОВ