Сегодня 29 марта, 14:10:32
temperature8°C
$
92.26
99.71
В Тверском академическом театре драмы 3 сентября состоялось открытие нового 276-го сезона. На малой сцене театра развернулось необъятное сетевое пространство, в котором сошлись четыре героя пьесы Саши Денисовой «ЛАЙК ЛАЙК ЛАЙК» – произведения о поведении людей в интернете, о поиске жизненного пути и смысла жизни. 
В Твери театральный сезон открылся спектаклем о Фейсбуке и смысле жизни
Всероссийская премьера иммерсивного спектакля «ЛАЙК ЛАЙК ЛАЙК» прошла в конце февраля – начале марта 2019 года. Сама пьеса была создана еще в 2016 году и была «черновиком» целых три года, пока за постановку не взялся режиссер Тверского драматического театра Александр Павлишин. Именно Тверскому театру драмы было отдано право первой постановки злободневного и актуального произведения. 

С момента премьеры многое изменилось в жизни россиян и всего мира, в первую очередь это, конечно, внезапно нагрянувшая пандемия коронавирусной инфекции, охватившая весь земной шар. Вместе с событиями в мире изменился и спектакль. В этом году, помимо всего прочего, «жители» соцсети Facebook говорили о COVID-free ресторанах, о том, как эпидситуация повлияла на экономические процессы в стране. 

Особенно этим вопросом озабочен известный кинокритик Филипп (Сергей Бескакотов), представитель столичной интеллигенции и либерал до мозга костей. Актер прекрасно чувствует своего героя: резкие шаги, громкая, хорошо поставленная речь, постоянное движение куда-то – всё это говорит о самоуверенности Филиппа, или Фила, как его величают на иностранный манер в соцсетях. Его возмущает российский кинематограф («Не Тарантино!» – всякий раз подмечает он), и он рубит правду-матку, вызывая разную реакцию со стороны общественности.

С ним соглашаются два других героя – пожилой литератор Василий (Алексей Великотный) и девушка Элла (Дарья Плавинская). Взгляды Эллы очень схожи со взглядами Филиппа, что сыграет с ней злую шутку впоследствии: она влюбится в женатого кинокритика. Василий же соглашается, скорее, потому, что он бесконфликтный, любящий весь мир человек, и он не может нести негатив по отношению к кому-либо вообще. Алексей Великотный передает кроткий характер героя мягкими интонациями, постоянной улыбкой на лице. Его внешний вид – берет и легко накинутый на плечи шарф – сразу вызывает ассоциации с творческими натурами, мечтательными и погруженными в себя. Даже трагедия – у литератора погибли жена и дочь – не сделала его сердце черствым. Его интересы в соцсетях – максимально безобидные, особенно в сравнении с оппозиционными интересами Филиппа: он ищет рецепты приготовления утки, читает посты сообщества «Тайны вселенной». 

Элла эмоциональна. Она работает, но ей претит ее абсолютное одиночество. Только любимые птицы, пингвинчики, ее спасают – даже ее свитшот ими украшен. Частенько она вступает в споры с четвертой героиней пьесы – мамочкой Алевтиной (Евгения Голубева). Сталкиваются два взгляда на жизнь: женщина должна посвящать свое время себе и своей самореализации через карьеру или женщина должна выполнять свое предназначение и рожать детей. На сцене очень сложно реализовать интернет-баталии, но актрисам это удается. На самом деле, конфликты в сети ничем и не отличаются от стычек в реальности: такое же напряжение между двумя оппонентами, такое же зачастую нежелание слышать другого человека. Вот и мечут две женщины друг на друга грозные взоры через большие расстояния. 

А однажды происходит что-то совсем из ряда вон выходящее. Алевтина буквально бросается на Эллу за ее невинную любовь к пингвинам. В пьесе эта сцена сопровождается обилием обсценной лексики, но на сцене все эти моменты были несколько сглажены – для нецензурных слов подобрали эвфемизмы, не менее хлесткие, впрочем. Алевтина желает Элле «сгореть в аду» вместе с ее пингвинами, что, кстати, вызывает у зрителя вопросы, ведь Алевтина не раз подчеркивала в комментариях собственную веру в Бога. Доходит до того, что мамочка надевает боксерские перчатки и начинает полноценный интернет-спарринг. Но здесь никакого парадокса, как оказывается, нет: аккаунт любящей матери, которая хоть и резка в некоторых суждениях, но все же не настолько, попросту взломали. 

Режиссер-постановщик нашел много интересных решений для демонстрации интернет-жизни – именно что жизни, а не просто мимолетного общения. Боксерские перчатки, диссонирующие с образом Алевтины, посвятившей себя материнству, – одно из них. Причем до последнего зритель так и не понимает, что произошло, – как и в жизни. Перемену в характере Алевтины, так или иначе, можно списать на всё что угодно – вся ее остальная жизнь, текущая вне сети, остается за кадром. 

Не менее интересно был воплощен протест героев против Facebook, который, по их мнению, следит за всеми пользователями. Филипп, возмущенный нарушением прав человека, оградил все пространство сигнальной лентой.

Каждый герой, общаясь с новыми знакомыми, находится у себя дома. Четыре угла с четырьмя атрибутами – как много они сообщают о героях: у пожилого Василия – кресло-качалка, у амбициозного Филиппа – стул режиссера с надписью «Великий», у Эллы, мечтающей об объятиях, – кресло-мешок, у матери Алевтины, естественно, это стульчик для малыша. Александр Павлишин нашел прекрасный способ максимально меткой характеристики персонажей без слов. 

Наконец, нельзя не упомянуть о самой значимой и трогательной сцене спектакля – финальной сцене, в которой Василий уходит «в свет». Перед этим герои рассуждают о смысле жизни и конечности бытия. Трое из них склоняются к мысли о перерождении, но Филипп и Элла в конечном итоге отказываются от этой идеи: они полагают, что в следующей жизни могут повториться те же самые события, что и в настоящей. Филипп и Элла, которые так и не смогли быть вместе, которые оказались разочарованы своим настоящим, не хотят, чтобы и в следующей жизни их ждало ровным счетом то же самое. Алевтина верит, что жизнь у человека одна – и ее нужно прожить с умом, честно. Она рассказывает о том, как благодаря материнству перед ней открылись новые истины и она полюбила весь свет вокруг: каждый листочек в парке, где она гуляет с ребенком. Да, смерть неизбежна, но и перед смертью все-таки есть ценные минуты – и их нужно уметь поймать. 

Литератор Василий тяготеет к позиции индуизма. Он говорит о колесе Сансары, обозначающем бесконечный круговорот жизней и смертей. Он уверен, что главная трагедия человечества состоит в том, что люди отделились друг от друга. Естественное состояние человечества – быть слитыми друг с другом. Василий перечисляет всех, о ком шла речь ранее: о птицах, которых съела собака, о самой собаке, о Филиппе, Элле, Алевтине с ее малышом, о жене и дочери, которые погибли, о самом себе. В спектакле это не выглядит простым перечислением: Василий собирает фотографии, размещенные на веревочке в ходе всего действия, прижимает их к груди – так они сливаются, так всё живое преодолевает разъединение. И литератор отправляется в другой мир, где его ждут родные, которых он когда-то потерял.

Говоря об ушедших людях. Герои пьесы (и в то же время актеры) во время спектакля почтили память Веры Ефремовой – блестящего режиссера Тверского драматического театра, которой не стало 2 июня. Пронзительное молчание, бесконечная боль осиротевшего храма Мельпомены – в нескольких минутах.

В конце же спектакля неожиданно появляется некто похожий на Василия – его играет режиссер-постановщик Александр Павлишин. Так жизнь начинает новый ход, на высокой и, наверное, все-таки оптимистичной ноте завершается «ЛАЙК ЛАЙК ЛАЙК». Это пьеса, казалось бы, о соцсетях, где люди непрерывно «деградируют», проникла очень глубоко в экзистенциальные проблемы, и Александр Павлишин превосходно отразил это на сцене. 

В ходе спектакля стираются границы между зрителями и актерами. Актеры вышли из зрительских рядов на сцену, сами зрители могли вступить в открытый диалог с героями и посоветовать им что-нибудь, поставить «лайк» или «дизлайк». Нет диктата мысли – и это главное: зритель может соглашаться как с Алевтиной, патриоткой, видящей предназначение женщины только в материнстве, так и с Эллой, и с Василием, и с Филиппом. 

Соцсети давно стали данностью человеческой жизни. Здесь люди сходятся, бранятся, высказывают свои мнения. Вся противоречивость такой (жизни) деятельности в сети была обнажена на малой сцене Тверского театра драмы. 276-й театральный сезон открылся! На большой сцене новый сезон откроется спектаклем «Вишневый сад» 10 сентября в 18:30.

Юлия РОЖКОВА


Авторские статьи

В Твери открылась художественная выставка для искушенных зрителей
25 марта 2024 12:38

В Твери открылась художественная выставка для искушенных зрителей

Выставка, открывшаяся в Большом зале Тверского городского музейно-выставочного центра на Советской, имеет довольно необычное название: «Монохром: белое, серое, черное».
Мировая премьера состоялась в тверском театре. Как Ромео и Джульетта
22 марта 2024 04:45

Мировая премьера состоялась в тверском театре. Как Ромео и Джульетта

18 марта в стильном зале тверского народного театра-студии «Премьер» состоялась премьера фильма «Как Ромео и Джульетта». Участники единственного сейчас российско-германского культурного проекта «Музыка ради мира», поддерживаемого министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым, представляли совместно созданный с друзьями из Гренцах-Вилен продукт, рассказывали свою историю. И делились эмоциями, которые зрители с благодарностью подхватывали.
Тверская быличка о мальчике, оставленном на пеньке у дороги
16 марта 2024 12:30

Тверская быличка о мальчике, оставленном на пеньке у дороги

Холодной осенью 1941 года из Калинина по старицкой дороге шла молодая женщина с тремя сыновьями. Старшему из них было лет пять, среднему – чуть больше трех, а младшему Вите всего-то пара месяцев. Его мать несла на руках.
Михаил Маршумов: «Мне трудно называть себя художником»
13 марта 2024 19:03

Михаил Маршумов: «Мне трудно называть себя художником»

Не часто в моей журналистской практике случалось, когда материал, который я задумывал написать в одном жанре, в силу разных обстоятельств подготавливал в другом. Однако, когда я стал готовить публикацию о Михаиле Михайловиче Маршумове, одном из старейших и одном из самых титулованных тверских художников, понял, что запланированный мной жанр интервью не подойдет, поскольку этот жанр в каком-то смысле закрепощает, а иногда даже ведет не по тому пути, который избрал бы сам интервьюируемый.
Будьте в курсе! Каждый понедельник мы отправляем наши лучшие материалы за прошедшую неделю. Это удобно!