В Твери уже в эту пятницу, 24 сентября, Академический театр драмы представит зрителю премьеру спектакля по повести Достоевского «Дядюшкин сон». Режиссером-постановщиком выступил заслуженный деятель искусств России Валерий Персиков. Он рассказал, почему его выбор остановился именно на этом произведении Достоевского, и что нового может для себя почерпнуть человек, увидев спектакль. 
Валерий Персиков и Ирина Андрианова
Повесть «Дядюшкин сон» несправедливо обходят стороной при разговоре о великом русском писателе, а меж тем это произведение, наряду с другими – теми, что на слуху в России и за рубежом, раскрывает особые стороны творчества Достоевского, одного из предвестников философии экзистенциализма. Ценна эта повесть еще и потому, что именно она стала своеобразным переходным этапом от «докаторжного» Достоевского к Достоевскому, которого знают во всем мире. «Дядюшкин сон» писатель создал после долгого творческого перерыва. Работа над повестью началась еще в Омском остроге и продолжилась уже в Семипалатинске. 

Исследователи отмечают, что изначально замысел повести был связан с пьесой, поэтому многие следы драмы как рода сохранились в ней – об этом свидетельствуют, в частности, диалоги. Так или иначе, это вещь, без которой не было бы других шедевров Достоевского. С нее началось его литературное «возрождение». 

Театрализованность повести, в свою очередь, сделала ее очень популярной у постановщиков. Спектакль по «Дядюшкиному сну» ставили в советскую эпоху: в 1927 году постановкой занялась труппа Московского художественного театра. В 1964 году роль Москалёвой на сцене театра имени Моссовета сыграла знаменитая актриса Фаина Раневская. В нынешнем столетии выделяется постановка Екатерины Гранитовой. В спектакле Темура Чхеидзе, премьера которого состоялась в Большом драматическом театре имени Товстоногова, в главных ролях были заняты Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили. 

Валерий Персиков пополнил список режиссеров, создающих режиссерскую версию «Дядюшкиного сна». Выбирая произведение для постановки, прежде всего, он ставил перед собой цель найти хорошие роли для двух актеров: народных артистов России Ирины Андриановой и Владимира Чернышова. Это его первая постановка по прозе Достоевского. Режиссер постепенно подходил к этому писателю, но раньше его задумки были связаны, к примеру, с «Записками из подполья» и более поздними произведениями. 

– У меня был прагматический, человеческий интерес: сколько я еще поставлю – может, ничего... Я хотел поработать с актерами. Достоевский же меня привлекает тем, что он заражен таким творением Создателя, как человек. Он как Эйнштейн, который занимался исследованием природы, Достоевский «разгоняет» человека до такой ситуации, когда как бы превышена скорость света, когда вдруг из ничего рождается энергия. Поэтому у него очень парадоксальные герои. Он никого не берется судить, он просто занят человеком, ведь и сам был с очень сложным характером. Он не только способен понять своих героев, но и способен всё это пережить, – считает Валерий Персиков.
Для Валерия Персикова Дядюшкин сон станет первым опытом постановки Достоевского
Действительно, Достоевский – это человек, которого расстреляли. В день несостоявшегося расстрела он написал: «Ведь был же я сегодня у смерти, три четверти часа прожил с этой мыслью, был у последнего мгновения и теперь еще раз живу... Жизнь – дар, жизнь – счастье, каждая минута могла быть веком счастья». Валерий Персиков так описал момент, четко разделивший жизнь Достоевского на «до» и «после»:

– Мешок надели, человек стоит – он уже пережил свою смерть. Потому что после выстрела уже никто ничего не переживает, переживают только до этого. Это был его опыт.

К повести «Дядюшкин сон» писатель относился как к эксперименту, «полуфабрикату». Но на тот момент он уже был тем Достоевским, который в следующих произведениях проявит всё, что он накопил и пережил. По мнению Валерия Персикова, актерам очень интересно исполнять роли в связи со спецификой героев Достоевского, с многогранностью их психологических портретов. 

Образ Марии Андреевны Москалёвой на сцене Тверского театра драмы воплотит народная артистка России Ирина Андрианова. Для нее эта роль особенно символична: ровно 50 лет назад ее первой ролью стал эпизод в «Униженных и оскорбленных». Она играла сожительницу Маслобоева: совсем небольшая роль, одно-два слова. Спектакль ставили в Ульяновском драматическом театре имени Гончарова, которым тогда руководила Вера Ефремова. Она предложила молодым актерам, а их поступило пять в один год, выбрать роли из всего репертуара. И как раз в «Униженных и оскорбленных» освободилась одна – крошечная, эпизодическая, но всё же в спектакле по Достоевскому, вспоминает Ирина Андрианова. 
Ирина Андрианова сыграет Москалёву в Дядюшкином сне
Поэтому первой полноценной встречей с Достоевским для нее стала роль Москалёвой. Это женщина, которая надеется на переезд в Петербург после замужества дочери. Но надеется она на это в условиях, когда дочь ее опозорена и ненавидит ее, а сама она совершенно не знает, что делать. 

– Трудная чрезвычайно, неожиданная, непредсказуемая роль. Я счастлива в этот необыкновенно трудный момент, потому что это Достоевский. У Достоевского как актриса я открываю очень интересные вещи – например, как у него строятся фразы. В большинстве случаев предложение заканчивается глаголом, то есть на него падает логическое ударение, что очень редко бывает. У Толстого и у Чехова такого нет. А текст Достоевского, оказывается, легко запоминается из-за такой особенности. 

Также Ирина Андрианова отметила значимость классических произведений для академического театра:

– Рядом с Тургеневым, рядом с Чеховым, рядом с Куприным, рядом с Островским у нас в театре наконец появился Достоевский. Дело даже не в датах. Дело в том, что театр позволяет себе взять Достоевского – так сохраняется одно из величайших имен. На протяжении 45 лет мы строили вместе с Верой Андреевной Ефремовой театр классики, и мы до сих пор держим эти вожжи. Это огромный подарок для зрителей и для театра.  

На репетициях, по словам Ирины Андриановой, режиссер, с которым после двухлетней разлуки театр драмы воссоединился вновь, не дает актерам успокоиться. Валерий Персиков – режиссер, доводящий их на каждой репетиции до накала страстей, полной отдачи. Это «поиски». На каждой репетиции он что-то меняет. Это его профессия, он режиссер, и актерам, несмотря на всю сложность поставленной задачи, безумно интересно играть. Конечно, легче сыграть всё по первому плану, легче сыграть «текст», а не понять что-то, проникнуть в суть. На первой же репетиции Валерий Персиков обозначил, что в спектакле по Достоевскому главное слово – одержимость. Режиссер с большим вниманием относится к деталям. 

– Без подробностей нет никакого движения. Это не процесс, а прыжки с завязанными ногами, – утверждает он. 

Особенно Ирина Андрианова отметила дружелюбную, теплую атмосферу во время репетиций. Это коллектив, где каждое утро хочется каждого обнять. 

Негласно постановочная группа спектакля посвятит игру в спектакле памяти музыкального руководителя постановки Григорию Слободкину, ушедшему из жизни 18 июля. Валерий Персиков находился в творческом тандеме с ним 40 лет. За это время ни одного спектакля в России он не поставил без участия Григория Мироновича. 

– Мы пытались играть музыку как текст, когда готовили артистов для музыкального театра. Тогда решили, что им нужно учить не словесный текст, а музыкальный. Это мог сделать только он. Когда мы в учебном театре в ГИТИСе показывали наши упражнения, люди недоумевали. Съемки этих упражнений запрашивали немцы, их показывали в Ганновере. С этой стороны Григория Мироновича мало кто знает. Мне повезло, что мы работали вместе, создавали вместе столько лет, – поделился Валерий Персиков.

Не только актеры получили возможность открыть для себя Достоевского по-новому. Такая возможность непременно будет и у зрителей, уверена Ирина Андрианова. Каждый зритель сам определит, о чем спектакль по повести «Дядюшкин сон». Достоевский пишет об универсальных вещах, которые могут быть близки любому человеку, речь даже не идет только о жителях России – истины, открытые им, близки в той же мере японцам, американцам и людям других национальностей. Недаром за рубежом Достоевский считается самым известным русским писателем. 

Премьера спектакля «Дядюшкин сон» состоится 24, 25 и 26 сентября.

Юлия РОЖКОВА, фото Сергея САМЦОВА


Авторские статьи

Министр поблагодарил тверских педагогов: «Спасибо за ваш труд!»
20 апреля 2024 08:30

Министр поблагодарил тверских педагогов: «Спасибо за ваш труд!»

Профессия журналиста уже тем хороша, что время от времени дарит встречи с замечательными людьми. И встречи эти случаются по разным поводам. Так недавно в Москве состоялась презентация первого всероссийского альманаха «Педагогические династии России», в которой приняли участие педагоги из разных регионов страны. Наш тверской регион представляла учительская династия Тихомировых – Дмитриевых.
История кроется в мелочах. В Твери прошла встреча со столичными писательницами
9 апреля 2024 20:27

История кроется в мелочах. В Твери прошла встреча со столичными писательницами

Чем женская память отличается от мужской, какие детали она хранит, как в них отражается время и глобальные катаклизмы истории? Об этом и многом другом говорили в Твери 8 апреля на встрече с создателями сборника «Память женского рода» – авторами и журналистами из Москвы.
GURUDE покоряет сердца жителей Твери
1 апреля 2024 12:18

GURUDE покоряет сердца жителей Твери

Можно было долго искать подходящие слова, для того чтобы рассказать о концерте GURUDE в Театре кукол, но я нашел более просто решение. Заглянул в книгу отзывов.
В Твери открылась художественная выставка для искушенных зрителей
25 марта 2024 12:38

В Твери открылась художественная выставка для искушенных зрителей

Выставка, открывшаяся в Большом зале Тверского городского музейно-выставочного центра на Советской, имеет довольно необычное название: «Монохром: белое, серое, черное».
Будьте в курсе! Каждый понедельник мы отправляем наши лучшие материалы за прошедшую неделю. Это удобно!