
Итак, попробую без искусствоведческого пафоса рассказать об открывшейся в тверской областной картинной галерее, а точнее в ее оранжерее, выставке живописца Станислава Жуковского.
В энциклопедиях и справочниках можно прочитать, что это выдающийся художник. Конечно, Станислав Юлианович Жуковский (1875-1944) живописец замечательный. Достаточно сказать, что он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у таких мастеров, как Сергей Коровин, Василий Поленов, Абрам Архипов. К слову, и Исаак Левитан тоже оказал на него большое влияние.

Но вот ведь какая штука: взгляни на почти на любую работу Левитана – сразу ясно – кисть Левитана. Не так с Жуковским. Почему?
Интересную мысль в беседе со мной высказал один из посетителей на открытии выставки. Он сказал, что Жуковский не из самого первого ряда живописцев, но ведь бывает же в театре или в кино так, что артист второго плана играет интереснее, чем кумир публики. Так, дескать, и с живописцем Жуковским.
Как бы то ни было, Станислав Юлианович Жуковский на протяжении всей жизни неустанно разрабатывал свою тему – воспевал дворянские усадьбы царского времени. Воспевал он их всем своим сердцем, со всем своим мастерством. А потому эти холсты Жуковского занимают и будут занимать, я не сомневаюсь в этом, достойное место в сокровищнице русского живописного искусства.

Занятно и такое обстоятельство. На картинах учителей Жуковского (тех же Поленова, Архипова, Коровина) почти всегда можно увидеть людей, зачастую – людей там просто полно. Даже на полотнах Левитана, который вообще-то редко писал людей, они все-таки нет-нет, но встречаются.
К слову, в тверской картинной галерее есть великолепный портрет помещика, хозяина тверской усадьбы Курово-Покровское Николая Панафидина. Эта работа Левитана, вообще, рассеивает всякие сомнения в том, что ему портреты не удавались и потому он их редко писал.
Так что очевидно: Левитан мало писал людей по каким-то другим причинам. Может, ответ на этот вопрос дал сам Левитан, решительно заявивший как-то Константину Коровину: «Я не могу, я не хочу знать человека, зачем мне его кости»? Думаю, что и Жуковский мог вослед Левитану с печалью в голосе сказать: «Я не могу, я не хочу знать человека, зачем мне его кости»?

Лунный свет в усадьбе, ее растворенные окна, синь и блеск реки, загадочно темнеющая запруда, белое золото полей, приусадебная поленница дров – вот что является предметом интересов Жуковского.
На его холстах люди редкие гости. Сколько ни искал в Интернете, обнаружил на его полотнах лишь два-три персонажа. Вообще, это удивительно: многие картины Жуковского красоты изумительной, и при этом на них нет живого человека. Чтобы венец природы не портил ее великолепия? Поищите и вы на картинах Жуковского людей, может, вам повезет больше.

Вернемся, однако, в оранжерею. Там представлено двадцать четыре полотна кисти мастера. Некоторые из них были созданы в нашей Тверской губернии, в усадьбах под Удомлей, где художник до революции подолгу жил и работал.
В частности, это «Лунный свет зимой» (1907, усадьба Услада), «Цветник» (1907, усадьба Бережок), «Усадьба. Осиновые дрова» (1909, усадьба Ворониха), «Озеро Молдино» (1909), этюд к картине «Лесное озеро» (1912).

В экспозиции также есть работы польского периода Жуковского (в 1923 году мастер уехал из России и стал жить в Польше) «Ледоход» и «Интерьер» варшавской квартиры художника. Там же, в Польше в нацистском концентрационном лагере для участников Варшавского восстания в 1944 году закончилась жизнь художника.
Возвращаясь же к нынешней тверской экспозиции, надо обязательно отметить, что она организована Международной конфедерацией коллекционеров, антикваров и арт-дилеров совместно с Тверской областной картинной галереей при поддержке правительства Тверской области в рамках программы «Большое искусство – Большой России».

И отмечаю я это обстоятельство не ради «протокола»: сотрудничество галереи и коллекционеров успешно продолжается уже много лет, благодаря чему тверские любители изобразительного искусства имели и имеют возможность увидеть своими глазами настоящие шедевры, а не копии или столь модные ныне цифровые изображения. И это радует. Я полагаю, что и настоящими-то люди и вырастают тогда, когда рядом с ними настоящие шедевры. Шедевры красоты, искусства, мысли.
И еще один нюанс: во время церемонии открытия выставки картинной галерее от коллекционеров, антикваров и арт-дилеров была передана в дар коллекция антикварной мебели. И это, конечно, тоже здорово!

Выставка будет работать до 7 сентября 2025 года.
Адрес: г. Тверь, ул. Советская, д. 3 (Оранжерея Тверского императорского дворца).
Возрастная категория: 6+.
Евгений Новиков, фото Ирины Россиньоль и автора