
Каждый гость выставки в непривычно ярких для тверского зрителя костюмах может попытаться найти образы, что были в ходу на малой родине Сергея Есенина – рязанском селе Константиново. Богатая история народных костюмов рязанской земли воспета в стихах самим поэтом.

Кто знает, быть может, удалось познакомиться с этими строчками и тверскому почитателю таланта поэта, который посетил единожды Тверь летом 1924 года. Это был первый и единственный приезд Есенина. 9 июня поэт по приглашению Тверского литературно-художественного общества имени И.С. Никитина приехал в областной центр на творческий вечер крестьянской поэзии в память об Александре Ширяевцеве.

О выступлении рассказал журналист Е.Е. Шаров в своих воспоминаниях: «Есенин сдержал обещание и в назначенный для концерта день. Приехал, захватив с собою на концерт Петра Орешина, Сергея Клычкова и Николая Власова-Окского… Первым на сцену вышел Есенин. Он был встречен громом аплодисментов и приветственными возгласами. Это ободрило всех нас, устроителей концерта, и, видимо, понравилось самому поэту. Восторженная встреча показала, что и наши горожане, особенно молодежь, знают и любят поэзию Есенина. На этом вечере поэт был, как говорят, в ударе. Он читал изумительно, неподражаемо». Стихам Есенина был рад и современный слушатель, которого на открытии выставки радовали знакомыми строчками.

Пришедшие отмечали, какой высокой художественностью и разнообразием отличаются костюмы Рязанщины. Мастерство, с которым женщины пряли, ткали, вышивали, сохраняя вековые традиции, удивляют всех, кто хоть раз видел наряды. Любовь к деревенской России, природе, быту, поэтическому слову и, конечно же, народному костюму Есенин пронёс через всё своё творчество.
В экспозиции 30 этнографических комплексов, которые включают в себя повседневные, праздничные, траурные и девичьи наряды, а также головные уборы и аксессуары.

Повседневные просты и функциональны. Праздничные отличаются богатством убранства. На них присутствуют вышивка и ткачество, бисер и стеклярус.
Траурные костюмы, горевая одежда лаконичны, изобилуют белым и черным цветом. По одежде можно было определить степень родства с умершим, время траура. Девичьи костюмы значительно отличались от женских, прежде всего головным убором, оставлявшим незакрытыми волосы сверху.

Дополняют экспозицию музейные предметы из фондов Тверского областного Дома народного творчества, а также платки и шали из собрания Сергея Глебушкина.
К слову, его увлечению к собирательству без малого сорок лет. Все началось с костюма бабушки, которая жила в Рязанской области. Он также представлен на выставке. Сегодня в собрании Глебушкина три сотни костюмов из различных регионов всей России.
Выставка работает до 11 марта.
Возрастное ограничение: 6+.
Нина ТУМАНОВА, фото автора