Черно-белая гамма поддержана облачениями персонажей. Они откровенно условны, выполнены без оглядки на моды 1613 года, когда Феликс Лопе де Вега Карпьо – поэт-импровизатор, авантюрист, драчун, вечно влюбленный и вечно опасающийся то судебного, то церковного наказания – поставил точку в рукописи пьесы. Зато костюмы отлично справляются со своей художественной задачей, без обиняков говоря зрителю: это театр, мы играем, примите наши правила!
Текст «Дурочки» не блещет психологической глубиной. При этом совершенно не отражает социальное положение страны в эпоху Филиппа III, а рассказанная в комедии история мало похожа на правду. Но в её сюжете, в острых репликах персонажей, напоминающих обмен ударами рапиры, в стремительности действия бьётся пульс свободы, восторг смены многовековых запретов именем Церкви и Традиции на открытость чувств и на стремление к счастью. А её интрига, движущаяся головокружительными зигзагами, увлекает и смешит до сих пор. Да-да, в представлении достаточно моментов, когда по зрительному залу прокатывается дружный смех и вспыхивают аплодисменты.
Не секрет, что спектакль создавался в очень сжатые сроки – репетиционный период занял всего три недели. Актерам требовалось овладеть объемным стихотворным текстом ролей и освоить предложенные постановщиком сложные вертикальные мизансцены с использованием четырех балконов.
К чести тверской труппы, актеры справились. Направлял их усилия и будил творческую фантазию Геннадий Викторович Шапошников – автор многих постановок на московских сценах, успешный руководитель театра драмы в Ростове-на-Дону. (Благодаря последнему обстоятельству скоро в нашем городе должны пройти интереснейшие гастроли ростовчан.) В Твери под его руководством состоялись «Доходное место» Островского и шекспировское «Укрощение строптивой». Смело можно сказать, что тверская труппа для режиссера уже вполне своя.
Поэтому распределение ролей в «Дурочке» хочется назвать снайперским. Тексты у четырех слуг, которые, по традициям ренессансного театра зеркально повторяют любовные коллизии двух пар главных героев, невелики по объему. Но для каждого исполнителя постановщиком найдены точные и смешные детали, запоминающиеся зрителям и вызывающие одобрительные аплодисменты. Особо надо сказать о блестящем актерском «выходе» Евгении Голубевой, которая превращает рассказ служанки Клары в такой напористый словесный фонтан, что удержаться от восхищенного смеха и аплодисментов публике просто невозможно.
Комедийную жилку своей актерской природы талантливо демонстрирует и Евгений Романов в роли незадачливого жениха, пытающегося произвести впечатление на избранницу самым нелепым образом.
Двух соискателей брачного союза с дочерями почтенного дона Октавьо (Андрей Журавлев проводит свою роль в соответствии с канонами амплуа благородного, хотя и слегка бестолкового отца) довелось воплотить Геннадию Бабинову и Александру Крайнову. В обоих случаях произошло точное попадание в образ.
Напористый, непривычный к ожиданиям и отказам Лисео, готовый чуть что обнажить шпагу, у Бабинова по ходу представления превращается в безоглядно влюбленного, согласного признавать приоритет будущей супруги. А Лауренсьо в исполнении Крайнова в начале интриги демонстрирует изящество благородного кавалера явно напоказ. На самом деле он пытается, забыв о рыцарских канонах, стать банальным охотником за богатым приданым, но терпит крах, потому что неожиданно для себя покоряется силе любовной страсти и, как ни странно, уважению к девушке, которую пытался обмануть притворным чувством.
О той самой Финее, невежество и простодушие которой заставляет всех окружающих считать её дурочкой, следует сказать особо. Исполняющая эту роль Дарья Осташевская провела, можно сказать, звездный сезон, в четырех премьерных спектаклях исполнив главные роли. Причем Финею хочется выделить особо. Наполнив предложенный режиссером сценический рисунок неподдельным обаянием, актриса сумела добиться самого главного: убедительности предельно неубедительной метаморфозы, произошедшей с её персонажем. И зрители одобрительными аплодисментами встречают тонко переданное актрисой превращение простушки, не желавшей запоминать 27 букв латинского алфавита, в мыслящую и главное – искренне, всем существом любящую девушку.
На фоне сестры умница-красавица Ниса в исполнении опытной Виктории Козловой может показаться на первых порах недостаточно яркой. Но по мере усложнения интриги образ наполняется красками, включая прежде несвойственные девушке ревность и злость – результат необходимости соперничать с сестрой, которую Ниса не брала в расчет, чтобы затем покориться новому чувству. Кульминацией сложной амальгамы женских страстей становится отлично исполненный танец-дуэт сестер с тактично использованными атрибутами фламенко.
То, что труппа театра драмы богата музыкально одаренными исполнителями – не секрет для местных театралов. И в новой постановке актеры играют, поют, танцуют, демонстрируя высокий профессионализм. Выбранный в качестве главной музыкальной темы мировой шлягер середины прошлого века «Quizas, quizas, quizas» (возможно, возможно, возможно…) как нельзя лучше отвечает атмосфере спектакля, пронизанной вечным вопросом «Как приходит любовь?».
Исчерпывающего ответа на него нет как нет. Но один из множества вариантов нам предлагает со сцены старая добрая комедия, при всей своей условности и театральной несерьезности намекающая на вполне серьезные жизненные понятия.
Валерий СМИРНОВ, фото Руслана ЧЕЧИНА