Только представьте: бездонный космос, электромобиль вишневого цвета в сиянии звезд и непрерывно звучащая и в его салоне, и, наверное, в космосе песня Дэвида Боуи. Это событие было справедливо названо новой главой в истории человечества. Так вот, когда я вижу работы Киры Петушковой и поддаюсь их загадочному очарованию, думаю, что они – тоже новая глава в истории графики. Во всяком случае – тверской.
Эта же мысль вновь пришла мне во время открытия в тверской галерее пейзажа имени Е.И. Зверькова очередной выставки графики художницы. Она назвала свою экспозицию «Тишина».
И объяснила это так: «У меня были разные варианты названия – например, «Безмолвие». Но я решила назвать все-таки «Тишина». Прежде всего надо сказать, что в этой галерее я работала и очень люблю творчество Ефрема Ивановича Зверькова. И мне рассказывали, что он любил писать тишину. Я подумала, что моя выставка будет хорошим продолжением, созвучна его философии».
Конечно, такое название вряд ли можно считать оригинальным, но оно точное. Ведь зрителю – во всяком случае мне – всякий раз кажется, что на графических листах художницы изображено не то, что конкретно и зримо есть в нашем мире, а то, что могло бы в нем быть или уже было.Не реальные предметы, а их прообразы или их тени. Словом, космос с вратами в будущее и прошлое.
И еще из неочевидного, а только чувствующегося в картинах художницы: между нею и ними, как будто остаётся некая метафизическая связь. Какая бывает между женщиной, провожающей близкого человека в трудный путь и при этом, не оставляющей его, каким-то невероятным образом остающейся душою с ним в его путешествии.
Вообще-то далеко не всегда можно угадать такую тонкую связь между иным мастером с созданными им произведениям.Зачастую картины художника – точно одинокие странники, забытые их создателем и оставленные им на произвол судьбы. Не так с картинами Киры Петушковой.
Остается отметить, что часть работ создана художницей по мотивам ее путешествий по Кольскому полуострову, другая часть – в результате поездки на горнолыжные курорты Северного Кавказа, в экспозиции также представлен диптих «Турция. Осколки времен», напоминающий зрителям о таинственном величии ушедших эпох.
Блиц- интервью
- Кира, сколько картин представлено в нынешней экспозиции?
- Двадцать девять.
- Каковы их жанры?
- Их жанр – пейзаж.
- А что за подписи под работами?
- Стихи средневековых японских поэтов, хокку. Они – не иллюстрируют мои работы, а дополняют их, чтобы максимально их прочувствовать.
- Какая техника?
- Пастель, гуашь, тушь. В некоторых работах есть полиграфическая краска, есть прием монотипии.
- Есть ли у художника миссия?
- Думаю, есть. Я спорила на эту тему с одним своим коллегой. Он утверждал, что миссия художника – лишь показывать прекрасное. Чтобы человек смотрел на работы, и у него всегда поднималось настроение. Я не согласна. Вот, например, японские поэты говорили: ты можешь смотреть в неприметное, а видеть прекрасное, в малом видеть великое. В каком-то неприметном и простом на вид предмете скрывается глубокая суть. Мы песчинки мироздания, и я рассматриваю художника, как наблюдателя и созидателя. У художника – свои чувства, а у зрителя его картин могут возникнуть и другие чувства. Это – сотворчество. Жить в настоящем моменте, видеть прекрасное в чем-то малом, тайну бытия.
В качестве послесловия
Кира Петушкова родилась в Твери 1981 году, окончила детскую художественную школу им. В.А. Серова, Тверское художественное училище им. А.Г. Венецианова, участница городских, областных, всероссийских и международных выставок.
Нынешняя ее выставка «Тишина» открыта 19 сентября в Тверской галерее пейзажа имени Е. И. Зверькова и продлится до 20 октября.
Возрастное ограничение: 6+.
Евгений Новиков, фото автора